Теоретически новый цилиндр является идеально круглым. Работа поршня приводит к износу стенок под прямыми углами к поршневым пальцам из-за боковой нагрузки. Этот износ имеет место главным образом в этом сечении цилиндра из-за трения о поршневые кольца.
Представление об износе цилиндра можно получить, сняв головки цилиндров, когда двигатель еще находится в автомобиле. Первые признаки износа можно заметить, когда поршень находится в цилиндре в нижнем положении, и почувствовать ступеньку непосредственно вблизи верхней части цилиндра, куда доходит верхнее поршневое кольцо. Если такая ступенька отсутствует, значит, износ цилиндра незначителен и отсутствуют потери, обусловленные недостатком компрессии или избыточным расходом масла из-за износа или повреждения поршневых колец или поршней.
При наличии специального микрометра для измерения цилиндра, измерить диаметр цилиндра в плоскости ниже кромки, а также диаметр отверстия в нижней части цилиндра в той же плоскости. Если разность составляет более 0,076 мм, необходимо выполнить расточку. Аналогичным образом разность в 0,076 мм или более в диаметре цилиндра является признаком овальности и также вызывает необходимость расточки.
Если в каком-либо из цилиндров имеются заметные царапины или борозды, он также требует расточки. Это явление обычно указывает на повреждение поршня или колец. Если хотя бы один из цилиндров нуждается в расточке, необходимо выполнить эту операцию для всех цилиндров и установить новые поршни и поршневые кольца ремонтного размера. В тех случаях, когда двигатели уже были расточены на максимальный размер, существуют вкладыши (гильзы) цилиндров, которые при необходимости можно установить. В таких случаях для выполнения процесса переточки и соответствующего обслуживания потребуется помощь специализированной фирмы.