Крутящий момент от коленчатого вала двигателя передается через сцепление к первичному валу коробки передач, на котором установлен ведомый диск сцепления.
Первичный и вторичный валы установлены параллельно так, что зубья их шестерен находятся в постоянном зацеплении. Включение передачи осуществляется перемещением скользящей муфты синхронизатора, в результате чего шестерня жестко соединяется с валом коробки передач.
Выходной вал коробки передач передает крутящий момент через дифференциал к приводным валам.
Механизм переключения передач приводится в действие рычагом, расположенным на полу автомобиля.
На автомобилях с двигателями 1,2 л переключение передач осуществляется двумя тросами (рис. 14.1).
Рис. 14.1. Тросы и рычаг переключения передач автомобилей с двигателями 1,2 л: 1 - основание рычага переключения передач; 2 - рычаг переключения передач; 3 - тяга выбора передач; 4 - тяга переключения передач; 5 - трос переключения передач; 6 - трос выбора передач; 7 - кронштейн крепления тросов; 8 - рычаг управления переключением передач; 9 - рычаг управления выбором передач
На автомобилях с двигателями 1,4 л переключение передач осуществляется тягой выбора и тросом переключения передач, а также тросом включения передачи заднего хода (рис. 14.2). Шток выбирает передачу, а главный трос обеспечивает зацепление шестерен. Второй трос предотвращает случайное включение передачи заднего хода.
Рис. 14.2. Тросы, тяга и рычаг переключения передач автомобилей с двигателями 1,4 л: 1 - скользящие элементы рычага переключения передач; 2 - трос включения передачи заднего хода; 3 - шток выбора передач; 4 - трос переключения передач; 5 - тяга выбора передач; 6 - шток выбора и переключения передач; 7 - устройство включения передачи заднего хода
На автомобилях с двигателями 1,6 и 1,8 л механизм переключения передач состоит из трех тяг, приводимых в действие одним рычагом с кнопкой (рис. 14.3). Один из рычагов выполняет функцию реактивного элемента, обеспечивающего постоянную длину тяг. Одна тяга предназначена для выбора передач, а вторая - для переключения передач.
Рис. 14.3. Тяги и рычаг переключения передач автомобилей с двигателями 1,6 и 1,8 л: 1 - рычаг переключения передач; 2 - управляющий стержень; 3 - передающий механизм; 4 - тяга выбора передач; 5 - тяга переключения передач; 6 - реактивный элемент; 7 - опора; 8 - передающий рычаг