Общие сведения
Тип — 160-7.000
Диаметр цилиндра, мм — 82,6
Ход поршня, мм — 90,0
Рабочий объем двигателя, см3 — 1929
Степень сжатия — 21±0,5:1
Давление сжатия, бар — 30
Максимальная мощность:
- ISO (кВт при мин-1) — 48 при 4600
- DIN (Jt.c. при мин-1) — 65 при 4600
Максимальный крутящий момент:
- ISO (дН·м при мин-1) — 11,9 при 2000
- DIN (кг·м при мин-1) — 12,1 при 2000
Головка цилиндров
Головка цилиндров изготовлена из алюминиевого сплава. Седла, направляющие втулки клапанов и предкамеры запрессованы в головку цилиндров.
Максимально допустимая неплоскостность привалочной поверхности головки цилиндров, мм — 0,1
Минимальная высота головки цилиндров между сопрягаемыми поверхностями, мм — 144,8
Диаметр опор распределительного вала, мм:
- опора №1 — 43,020-43,040
- опора №2 — 25,545-25,570
- опора №3 — 24,045-24,070
- опора №4 — 43,020-43,040
Ширина подшипников распределительного вала, мм — 18,950-19,030
Объем камер сгорания, см3 — 24,11
Диаметр гнезд для направляющих втулок клапанов, мм — 13,950-13,977
Диаметр гнезд для толкателей, мм — 37,000-37,025
Прокладка головки цилиндров
Установка — метками «ALTO» к головке цилиндров
Прокладка головки цилиндров в зависимости от толщины имеет маркировку 0,1 или 2, расположенную между отверстиями для наружных болтов крепления головки цилиндров со стороны первого цилиндра (цилиндр №1 расположен со стороны привода газораспределительного механизма).
Толщина прокладки выбирается в зависимости от величины выступания поршней из блока цилиндров.
Среднее выступание поршней из блока цилиндров, мм | Толщина прокладки, мм | Маркировка |
0,03-0,1 | 1,65 | S=1,65 |
0,1-0,30 | 1,80 | S=1,80/1 метка |
0,30-0,45 | 1,95 | S=1,95/2 метки |
Седла клапанов
Седла клапанов запрессованы в головку цилиндров.
Угол рабочей кромки — 45°±5"
Угол рабочей кромки после ремонта — 44°30'
Верхний угол — 20°
Нижний угол — 75°
Ширина рабочей кромки, мм — 2,7
Направляющие втулки клапанов
Направляющие втулки клапанов запрессованы в головку цилиндров.
Внутренний диаметр, мм — 8,022-8,040
Наружный диаметр, мм:
- оригинальный — 14,010-14,030
- ремонтный — увеличенный на +0,05; +0,10; +0,25 мм
Установка в головке с натягом, мм — 0,061-0,108
Клапаны
Клапаны Остановлены пол углом 15° по отношению к привалочной поверхности головки цилиндров. Клапаны приводятся в действие распределительным валом через толкатели. Периодичность регулировки клапанных зазоров через каждые 20 000 км.
Рабочий зазор клапанов на холодном двигателе, мм:
- впускных — 0,30±0,05
- выпускных — 0,35±0,05
Наименование | Впускные клапаны | Выпускные клапаны |
Диаметр тарелки, мм | 37,30-37,60 | 33,30-33,60 |
Диаметр стержня, мм | 7,974-7,992 | 7,974-7,992 |
Угол рабочей кромки: | ||
- оригинальный | 45°±5' | 45°±5' |
- ремонтный | .45°30'±7' | 45°30'±7' |
Ширина рабочей кромки, мм | min 1 | min 1 |
Зазор между направляющей втулкой и стержнем клапана, мм | 0,030-0,066 | 0,030-0,066 |
Толкатели
Установленные в головке цилиндров толкатели приводятся в действие кулачками распределительного вала и воздействуют на клапаны. В верхней части толкателей установлены регулировочные шайбы.
Наружный диаметр, мм — 36,975-36,995
Зазор между толкателем и гнездом толкателя, мм — 0,005-0,050
Толщина регулировочных шайб, мм — от 3,25 до 4,70 мм с шагом 0,05 мм
Примечание. Значение толщины выбито на одной стороне регулировочной шайбы. Рекомендуется устанавливать регулировочную шайбу надписью к толкателю, чтобы значение толщины не стиралось с шайбы.
Пружины клапанов
Пружины впускных и выпускных клапанов идентичны.
Высота под нагрузкой 36,69-39,63 кг, мм — 36
Высота под нагрузкой 55,91-60,82 кг, мм — 26,5
Предварительная камера сгорания
Предварительные камеры сгорания установлены в головке цилиндров и закреплены нарезными кольцами, которые также поддерживают форсунки.
Выступание камеры, мм — 0,765 при превышении 0,055 мм
Блок цилиндров
На двигателях используются блоки цилиндров, изготовленные из чугуна гильзами цилиндров, выполненными непосредственно в блоке цилиндров.
Диаметр цилиндров, мм:
- класс А — 82,600-82,610
- класс В — 82,611-82,620
- класс С — 82,621-82,630
Ремонтные диаметры цилиндров — увеличенные на 0,4 мм
Максимально допустимая конусность, мм — 0,005
Максимально допустимая овальность, мм — 0,05
Диаметр цилиндра должен измеряться в трех плоскостях по высоте цилиндра (на расстоянии 10 мм от верхней части цилиндра, посередине и внизу цилиндра) в параллельном и перпендикулярном направлении по отношению к оси двигателя. Максимально допустимая неплоскостность привалочной поверхности блока цилиндров, мм 0,1
Диаметр гнезд коренных подшипников, мм — 56,717-56,735
Ширина опоры подшипника №5, мм — 23,100-23,200
Подвижные элементы двигателя
Коленчатый вал
Кованый стальной коленчатый вал имеет 4 противовеса и опирается на 5 коренных подшипников.
Диаметр коренных шеек, мм:
- оригинальных 1 — 52,995-53,004
- оригинальных 2 — 52,986-52,995
Диаметр коренной шейки №5, мм — 27,975-28,025
Диаметр шатунных шеек, мм:
- оригинальных А — 50,796-50,805
- оригинальных В — 50,787-50,796
Вкладыши подшипников коленчатого вала
Толщина, мм:
- оригинальных 1 — 1,839-1,843
- оригинальных 2 — 1,844-1,847
- ремонтных — уменьшенные на 0,254 и 0,508
Радиальный люфт коленчатого вала, мм — 0,027-0,062
Упорные полукольца
Упорные полукольца установлены на опоре №5 (со стороны маховика) и определяют осевой люфт коленчатого вала.
Толщина упорных полуколец, мм:
- оригинальных — 2,310-2,360
- ремонтных — увеличенная на + 0,127
Осевой люфт коленчатого вала, мм — 0,055-0,305
Маховик
Маховик изготовлен из чугуна и имеет зубчатый венец. Маховик крепится к фланцу коленчатого вала 6 болтами и только в одном положении.
Поршни
Поршни изготовлены из алюминиевого сплава. На каждый поршень устанавливаются три поршневых кольца.
Поршни имеют три размерные группы — А, В и С.
Диаметр, мм:
- класс А — 86,352-86,362
- класс В — 86,359-86,371
- класс С — 86,368-86,378
Увеличенные размеры — на 0,4 мм
Диаметр поршня измеряется посередине юбки в направлении, перпендикулярном поршневому пальцу.
Высота юбки, мм — 13,2
Разница веса поршней, г —±5
Зазор между поршнем и цилиндром, мм:
- класс А — 0,038-0,058
- класс В — 0,039-0,061
- класс С — 0,042-0,062
Диаметр отверстия под поршневой палец, мм — 21,997-22,001
Ширина канавок под поршневые кольца, мм:
- верхнее компрессионное кольцо — 1,525-1,545
- второе компрессионное кольцо — 1,510-1,530
Маслосъемное кольцо — 3.010-3,030
Поршневые пальцы
Поршневые пальцы изготовлены из стали с цементированной поверхностью, плавающего типа и закреплены в поршне двумя стопорными кольцами.
Диаметр поршневого пальца, мм:
- оригинального — 21,990-21,995
- ремонтного увеличенный на 0,2 мм
Зазор между поршнем и поршневым пальцем, мм — 0,002-0,011
Зазор между поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна, мм — 0,009-0,020
Поршневые кольца
На каждом поршне установлено по три поршневых кольца.
Установка — замки под углом 120° и меткой «ТОР» вверх
Толщина поршневых колец, мм:
- верхнего компрессионного кольца — 1,470-1,490
- второго компрессионного кольца — 1,470-1,490
- маслосъемного кольца — 2,935-2,945
Зазор между поршневым кольцом и стенкой канавки в поршне, мм:
- верхнего компрессионного кольца — 0,035-0,075
- второго компрессионного кольца — 0,020-0,060
- маслосъемного кольца — 0,065-0,095
Зазор в замке, мм:
- верхнего компрессионного кольца — 0,200-0,450
- второго компрессионного кольца — 0,250-0,500
- маслосъемного кольца — 0,400-1.400
Шатуны
Стальные шатуны двутаврового сечения с нижней разрезной головкой.
Диаметр верхней головки шатуна, мм — 26,939-26,972
Диаметр нижней головки шатуна, мм — 53,897-53,913
Отклонение от веса, г —±2,5
Втулка верхней головки шатуна, мм:
- наружный диаметр — 27,02 -27,060
- внутренний диаметр — 25,004-25,009
Вкладыши шатунных подшипников коленчатого вала Толщина, мм:
- класс А — 1,528-1,532
- класс В — 1,533-1,537
Ремонтные размеры — увеличенные на 0,254 и 0,508 мм
Зазор между шейками коленчатого вала и вкладышами, мм — 0,028-0,061
Фазы газораспределения:
- запаздывание открытия впускного клапана до ВМТ,° — 10
- запаздывание закрытия впускного клапана после НМТ,° — 42
- опережение открытия выпускного клапана до НМТ,° — 50
- опережение закрытия выпускного клапана после ВМТ,° — 2
Распределительный вал
Распределительный вал, установленный в головке цилиндров, опирается на 4 опорных подшипника, выполненные непосредственно в головке цилиндров. Кулачки распределительного вала приводят в действие клапаны через толкатели.
Диаметр шеек, мм:
- №1 — 29,945-29,960
- №2 — 25,500-25,515
- №3 — 24,000-24,015
- №4 — 23,945-23,960
Ширина шеек, мм — 19,100-19,200
Радиальный люфт, мм — 0,030-0,070
Осевой люфт, мм — 0,070-0,250
Высота кулачков, мм — 9,7
Зубчатый ремень привода газораспределительного механизма
Марка — Fiat
Замена зубчатого ремня — каждые 120 000 км пробега автомобиля
Смазка
Смазка двигателя осуществляется под давлением насосом, приводимым в действие от коленчатого вала. Для очистки моторного масла используется сменный масляный фильтр. Система смазки включает теплообменник масло/охлаждающая жидкость.
Масляный насос
Редукционный клапан расположен в крышке насоса.
Зазор между шестерней насоса и корпусом, мм — 0,080-0,186
Осевой люфт шестерни/ крышка, мм — 0,025-0,056
Минимальное давление, создаваемое насосом при температуре моторного масла 100°С, бар — 3,43-4,9
Длина пружины клапана под нагрузкой 6,27-7,06 кг, мм — 36
Масляный фильтр
Сменный масляный фильтр патронного типа.
Марка — Fiat
Периодичность замены — при каждой замене моторного масла
Моторное масло
Емкость (с заменой фильтра), л — 4,9
Моторное масло — SAE 15W50 спецификации API-SH или CCMC-G5
Периодичность замены — каждые 10 000 км пробега или один раз в год
Система охлаждения
Система охлаждения закрытого типа жидкостная, использующая в качестве рабочей жидкости смесь антифриза с водой, и включает радиатор, водяной насос, термостат, вентилятор с электрическим приводом управляемый термодатчиком, установленным на радиаторе, и теплообменник масло/охлаждающая жидкость.
Радиатор
Радиатор с горизонтальным расположением трубок изготовлен из алюминиевого сплава.
Расширительный бачок
Расширительный бачок расположен в правой части моторного отсека.
Давление открытия пробки расширительного бачка, бар — 0,78
Вентилятор с электрическим приводом
Вентилятор с электрическим приводом управляется термодатчиком, установленным с левой нижней стороны радиатора. Температура включения,°C:
- 1-я скорость — 86-90
- 2-я скорость — 90-94
Температура выключения,°C:
- 1-я скорость — 81-85
- 2-я скорость — 85-89
Термостат:
- температура начала открытия,°C — 78-82
- температура полного открытия,°C — 86-90
- ход клапана, мм — 7,5
Водяной насос
Центробежный водяной насос приводится в действие многоручьевым ремнем от шкива коленчатого вала.
Зазор между крыльчаткой и корпусом насоса, мм — 0,53-1,37
Ремень привода водяного насоса
Ремень также приводит в действие генератор.
Марка — Fiat
Натяжение — прогиб 2-3 мм при приложении усилия 400-500 Н
Охлаждающая жидкость
Количество охлаждающей жидкости, л:
- без системы кондиционирования воздуха — 7,6
- с системой кондиционирования воздуха — 7,4
Состав охлаждающей жидкости (вода/антифриз), % — 50/50
Периодичность обслуживания:
- проверка уровня — каждые 20 000 км
- замена — каждые 40 000 км или каждые 2 года
Топливная система
Емкость топливного бака, л — 60
Фильтр тонкой очистки топлива
Марка и тип — Lucas 906
Периодичность замены — каждые 20 000 км
Топливный насос высокого давления
Роторный топливный насос высокого давления с центробежным механическим регулятором опережения впрыска.
Марка и тип — Lucas FT05
Последовательность впрыска топлива — 1-3-4-2 (цилиндр №1 расположен со стороны привода газораспределительного механизма)
Частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, мин-1 — 800±20
Максимальная частота вращения коленчатого вала без нагрузки, мин-1 — 5150±50
Исходная блокировка — 0±1° с поршнем первого цилиндра в ВМТ.
Выдвигание:
- без нагрузки при 1750 мин-1 — 4,1-5,6
- при полной нагрузке 3350 мин-1 — 0,6-1,8
- при полной нагрузке 2200 мин-1 — 4,8-6,2
- при полной нагрузке 2800 мин-1 — 5,6-6,2
Топливный насос высокого давления
Производительность при 2000 мин-1, л/час — 21,6-42
Максимальная производительность, мм3/ цикл:
- при 270 мин-1 — 35
- при 1350 мин-1 — 31-35
- при 2200 мин-1 — 35,5-39,5
Производительность на холостом ходу, мм3/цикл — 8-10
Форсунки
Марка и тип — Lucas RDN OSDC 6888D или BDN OSDC 6888D
Давление тарировки, бар:
- новые форсунки — 124-131
- работавшие форсунки — 116-123
Распылитель форсунки
Марка и тип — Lucas LCR 67342 или LRC 67342
Свечи накаливания
Марка — Champion СН68, Beru 0.100.221.145, Bosch 0.250.201.005 или М. Marelli UX2A
Воздушный фильтр
Марка — Fiat
Периодичность замены — каждые 20 000 км
Моменты затяжки резьбовых соединений, Н·м
Внутренние болты крепления головки цилиндров:
- 1-й этап 30 Н·м
- 2-й этап 100 Н·м
- 3-й этап довернуть на угол 90°
- 4-й этап довернуть на угол 90°
Внешний болт крепления головки цилиндров — 30
Крышка головки цилиндров — 19
Крышки подшипников распределительного вала — 19
Крышки коренных подшипников коленчатого вала — 113
Крышки шатунов:
- 1-й этап — 25 Н·м
- 2-й этап — довернуть на угол 50
Шкив распределительного вала — 113
Шкив топливного насоса высокого давления — 49
Шкив натяжного устройства зубчатого ремня привода газораспределительного механизма — 44
Натяжной ролик ремня привода газораспределительного механизма — 44
Шкив коленчатого вала ремня привода газораспределительного механизма (левая резьба) — 190
Шкив коленчатого вала ремня привода навесного оборудования — 28
Болты крепления маховика — 142
Задняя крышка блока цилиндров — 8
Кожухи ремня привода газораспределительного механизма — 19
Топливный насос высокого давления к кронштейну — 25
Кронштейн топливного насоса высокого давления:
- болты М10 — 71
- болты М12 — 98
Кронштейн генератора — 43
Крепление коллекторов — 25
Крепление водяного насоса — 25
Шкив водяного насоса — 23
Датчик температуры охлаждающей жидкости — 34
Корпус термостата — 20
Контактный датчик давления масла — 32
Нарезное кольцо крепления камеры предварительного сгорания — 118
Свечи накаливания — 15
Форсунка к головке цилиндров — 78
Трубки высокого давления к форсункам и топливному насосу высокого давления — 29