В комбинации приборов вашего автомобиля установлена сигнальная лампа аварийного падения давления масла в двигателе. Для надежной работы двигателя необходимо, чтобы в системе смазки постоянно обеспечивалось достаточно высокое давление.
Обычно при длительной эксплуатации автомобиля в результате износа коренных и шатунных подшипников коленчатого вала давление в системе смазки постепенно снижается. Первым признаком сильного износа является «подмаргивание» сигнальной лампы аварийного падения давления масла при работе двигателя на холостом ходу. Со временем лампа начинает загораться все чаще, и, наконец, наступает момент, когда на холостом ходу она не гаснет совсем. Как правило, это свидетельствует о критическом износе подшипников коленчатого вала, однако возможны и другие причины. Поэтому, если лампа аварийного падения давления масла стала загораться при работе двигателя на холостом ходу, проверьте систему смазки (см. «Проверка системы смазки»), даже если при повышении частоты вращения коленчатого вала лампа сразу гаснет.
Предупреждение: Если сигнальная лампа аварийного падения давления масла неожиданно загорелась при работе двигателя с повышенной частотой вращения коленчатого вала (не на холостом ходу), нужно немедленно прекратить движение, остановить двигатель и выяснить причину. Дальнейшая работа двигателя при пониженном давлении масла может привести к серьезной его поломке и большим финансовым затратам на ремонт.
Проверка системы смазки
1. Откройте капот. Не спешите сразу проверять уровень масла в двигателе - дайте ему стечь в масляный картер, это займет две-три минуты. За это время внимательно осмотрите двигатель - нет ли на нем свежих потеков масла.
2. Загляните под переднюю часть автомобиля - не пробит ли масляный картер двигателя, нет ли там течи.
Полезный совет: Если обнаружена течь масла в пробитом масляном картере, попытайтесь временно заделать ее на месте. Хороший результат при этом может дать применение современных ремонтных материалов типа «холодная сварка», имеющихся в продаже в автомагазинах.
3. Обратите внимание на масляный фильтр. Масло может подтекать из-под резинового уплотнительного кольца крышки фильтра, если оно повреждено или крышка слабо затянута. Иногда бывает достаточно немного довернуть ее по часовой стрелке.
Предупреждение: О горячие детали двигателя можно обжечься, поэтому наденьте перчатки и одежду с длинными рукавами.
4. Выньте маслоизмерительный щуп, протрите его чистой тряпкой и вставьте на место. Еще раз достаньте щуп и проверьте уровень масла. Он должен находиться между верхней и нижней метками.
5. Если уровень масла ниже нижней метки, долейте масло до нормы.
Полезный совет: При отсутствии воронки для доливки масла можно использовать воронку, изготовленную из пластиковой бутылки.
6. Пустите двигатель. Если при нормальном уровне лампа аварийного падения давления масла погасла, можно продолжать движение.
Если лампа не гаснет, придется вызвать эвакуатор, поскольку для проверки датчика сигнальной лампы аварийного падения давления масла надо установить автомобиль на подъемник. Датчик находится внизу в передней части блока цилиндров, рядом с водяным насосом (под выпускным коллектором и водораспределительной трубой) и закрыт термоизоляционным чехлом из алюминиевой фольги.
1. Снимите защиту картера двигателя (см. «Снятие и установка брызговиков и защиты картера двигателя»), сдвиньте термоизоляционный чехол и проверьте надежность крепления колодки жгута проводов к датчику.
2. Если колодка закреплена надежно, а сигнальная лампа горит, попробуйте заменить датчик сигнальной лампы аварийного падения давления масла новым (см. «Замена датчика сигнальной лампы аварийного падения давления масла») и проверьте электрическую цепь сигнальной лампы (см. «Диагностика неисправностей бортового электрооборудования»).
Примечание: Если есть возможность, то до покупки нового датчика сигнальной лампы аварийного падения давления масла измерьте давление в системе смазки механическим манометром, который надо установить вместо вывернутого датчика. Если давление при нормальной частоте вращения холостого хода меньше 0,1 МПа, замена датчика не приведет к положительному результату. Необходима диагностика и ремонт двигателя на сервисе.
3. Если выяснилось, что давление масла в системе смазки двигателя недостаточно, причиной может быть снижение подачи масляного насоса или износ деталей двигателя. Для диагностики и устранения этих неисправностей необходимо обратиться в автосервис.