Для выполнения работы потребуется оправка для поршневых колец.
Снятие
1. Снимаем головку блока цилиндров (см. «Головка блока цилиндров — снятие и установка»),
2. Снимаем поддон картера двигателя (см. «Поддон картера двигателя — снятие, замена прокладки и установка»)
3. Снимаем маслозаборник (см. «Маслозаборник — снятие и установка»).
4. Поворачивая коленчатый вал за болт крепления его шкива ключом на 17 мм, устанавливаем поршень первого цилиндра в нижнее положение.
5. Ключом TORX ЕЮ отворачиваем две гайки крепления крышки шатуна первого цилиндра.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/145/444793.jpg)
6. Снимаем крышку шатуна.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/145/444794.jpg)
7. Уперев ручку молотка в поршень, выталкиваем его вверх.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/145/444795.jpg)
8. Извлекаем поршень из цилиндра.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/145/444796.jpg)
9. Вынимаем вкладыши из шатуна и его крышки.
10. Фиксируем поршень за шатун в тисках. Слегка раздвинув замок кольца, снимаем верхнее компрессионное кольцо. Аналогичным образом снимаем нижнее компрессионное кольцо, маслосъемное кольцо и его расширитель.
Рекомендация. Кольца тонкие, и, чтобы их не сломать, вырежьте из пластмассовой бутылки полосу длиной немного меньше окружности поршня. Заведите кромку этой полосы под замок верхнего компрессионного кольца, а затем по кругу под все кольцо. Снимите с поршня полосу вместе с кольцом. Аналогичным образом снимите второе компрессионное и маслосъемное кольцо.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/145/444797.jpg)
Замечание. Целесообразность замены колец зависит от степени износа цилиндров. Небольшой равномерный износ цилиндров (в пределах 0,05 мм) можно компенсировать установкой поршня другого класса с большим диаметром (см. «Поршень и шатун — замена»).
Установка
1. Тщательно очищаем поршень от нагара и отложений. Осматриваем поршень, шатун и палец. Трещины на них недопустимы.
Замечание. Новые кольца подбираем в соответствии с диаметром поршня -номинального или ремонтного размера.
2. Перед установкой новых колец набором щупов измеряем зазор между поршневым кольцом и стенкой канавки, в которую кольцо будет установлено.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/145/444798.jpg)
Замечание. Допустимые зазоры между стенками канавки и поршневыми кольцами указаны в табл. 9.1.3. Если зазор превышает максимально допустимый, поршень подлежит замене.
Таблица 9.1.3. Допустимые зазоры между стенками канавок и поршневыми кольцами
Кольцо | Зазор, мм |
Верхнее компрессионное кольцо | 0,04-0,075 |
Нижнее компрессионное кольцо | 0,03-0,065 |
Маслосъемное кольцо | 0,02-0,055 |
3. Для подбора поршневых колец по тепловому зазору устанавливаем по очереди кольца в цилиндр блока на глубину 20-30 мм и набором плоских щупов определяем зазор в замке.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/145/444799.jpg)
Предельно допустимый тепловой зазор при износе (для колец, бывших в употреблении) - 1 мм, зазор для новых колец 0,25-0,45 мм. Если зазор превышает максимально допустимый, кольцо подлежит замене.
4. Надеваем кольца на поршень. При этом маслосъемное кольцо...
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/145/444800.jpg)
...и компрессионное кольцо устанавливаем надписью «ТОР» вверх.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/145/444801.jpg)
Новые кольца устанавливаем на поршень, начиная с расширителя маслосъемного кольца.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/145/444802.jpg)
С помощью оправки надеваем маслосъемное кольцо, а затем нижнее компрессионное (кольца надеваем на оправку и аккуратно смещаем вниз до установки в канавку).
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/145/444803.jpg)
Верхнее компрессионное кольцо надеваем без оправки: раздвинув замок кольца (не более, чем это требуется для надевания кольца на поршень), заводим на поршень сначала замок, а затем тыльную часть кольца.
5. Поворачиваем их замки так, чтобы они располагались под углом 120° относительно друг друга. Замок расширителя должен находиться развернутым на 180° относительно замка кольца.
6. Смазываем чистым моторным маслом стенку цилиндра...
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/145/444804.jpg)
...и наружную поверхность поршня.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/145/444805.jpg)
7. Надеваем оправку на поршень и обжимаем ею кольца, периодически слегка постукивая ручкой молотка по оправке для самоустановки колец.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/145/444806.jpg)
Предупреждение! Крышки шатунов невзаимозаменяемые. На двигателе могут быть установлены «колотые шатуны», крышки которых изготовлены специальным методом. Поверхности соприкосновения крышки и шатуна получаются неровными, что при сборке обеспечивает идеальное прилегание деталей.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/145/444807.jpg)
8. Вытираем насухо постели вкладышей в шатуне и крышке и устанавливаем в них вкладыши.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/145/444808.jpg)
9. Смазываем чистым моторным маслом внутреннюю поверхность вкладышей.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/145/444809.jpg)
10. Устанавливаем поршень в цилиндр блока.
Предупреждение! Стрелка на днище поршня должна быть направлена в сторону шкива коленчатого вала.
11. Прижимая оправку к блоку и постукивая ручкой молотка по днищу поршня, утапливаем поршень в цилиндр (при этом контролируем за продвижение шатуна к шейке коленчатого вала).
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/145/444810.jpg)
12. Устанавливаем на шатун крышку и затягиваем болты моментом 43,32-53,51 Нм (4,42-5,46 кгс·м).
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/145/444811.jpg)
Другие три поршня собираем и устанавливаем аналогично.
После установки всех поршней собираем двигатель в последовательности, обратной его разборке.