На торцах ручек, клавиш, фильтрах контрольных ламп для запоминания их назначения помещены символические изображения.
1. Рукоятка регулировки наружного зеркала. 2. Рычаг привода замка капота. 3. Переключатель очистителя и омывателя заднего стекла. 4. Выключатель обогрева заднего стекла. 5. Педаль сцепления. 6. Педаль тормоза. 7. Педаль управления дроссельными заслонками карбюратора. 8. Выключатель заднего противотуманного света. 9. Контрольная лампа прикрытия воздушной заслонки карбюратора. 10. Выключатель аварийной сигнализации. 11. Рулевое колесо. 12. Крышка кожуха отопителя. 13. Рычаг переключения передач. 14. Рычаг стояночного тормоза. 15. Рукоятка стеклоподъемника. 16. Прикуриватель. 17. Рукоятка замка двери. 18. Поворотные дефлекторы. 19. Указатель уровня топлива в баке с контрольной лампой резерва топлива. 20. Контрольная лампа стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости. 21. Контрольная лампа давления масла. 22. Контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи. 23. Спидометр. 24. Контрольная лампа указателей поворота. 25. Контрольная лампа наружного освещения. 26. Контрольная лампа дальнего света фар. 27. Указатель температуры охлаждающей жидкости. 28. Рукоятка управления воздушной заслонкой карбюратора. 29. Переключатель наружного освещения. 30. Переключатель электродвигателя вентилятора отопителя. 31. Рычаг управления заслонкой воздухопритока. 32. Рычаг управления краном отопителя. 33. Пепельница. 34. Выключатель зажигания. 35. Рычаг переключателя очистителя и омывателя ветрового стекла. 36. Включатель звукового сигнала. 37. Рычаг переключателя указателей поворота. 38. Рычаг переключателя света фар.
Органы управления
Рычаг 13 переключения передач. Перемещают в требуемое положение по схеме, выгравированной на его рукоятке. Нейтральное положение рычага определяется его свободным перемещением влево, при этом рычаг стремится под действием пружины стать в положение включения III и IV передач.
При перемещении рычага влево-вправо происходит выбор передач, а при повороте на оси (движении рукоятки вперед-назад) включение передач.
Следует помнить, что включение заднего хода нужно производить только после полной остановки автомобиля. При включении передачи заднего хода одновременно включаются лампы света заднего хода в задних фонарях, сигнализирующих о движении автомобиля назад.
Рычаг 14 стояночного тормоза служит для затормаживания автомобиля на стоянке или на подъеме. Перемещением рычага вверх до отказа приводятся в действие колодки тормозов задних колес. При этом загорается мигающим красным светом контрольная пампа 20.
В случае крайней необходимости стояночным тормозом можно пользоваться как аварийным во время движения автомобиля. Для возвращения рычага в исходное положение следует нажать кнопку на торце рукоятки рычага.
Педаль 7 управления дроссельными заслонками карбюратора. Пуск холодного двигателя осуществляется без нажатия на педаль. Не рекомендуется нажимать на педаль и после пуска холодного двигателя до тех пор, пока двигатель не прогреется и не начнет работать устойчиво, без перебоев. И наоборот, если нужно пустить горячий двигатель, то надо нажать педаль примерно на треть ее хода, а после пуска, как только двигатель начнет работать без перебоев, постепенно отпустить ее.
Выключатель 34 (замок) зажигания. Ключ в замке может занимать четыре положения:
- 0 — все выключено, кроме цепей, напряжение к которым подается независимо от положения ключа. Это цепи питания звукового сигнала и аварийной сигнализации, стоп-сигнала, прикуривателя, наружного и внутреннего освещения (кроме света фар). Ключ из замка не вынимается, противоугонное устройство не включено.
- I — включено зажигание и электропитание всех потребителей электроэнергии, кроме цепи стартера. Используется перед пуском двигателя и при движении автомобиля. Ключ из замка не вынимается, противоугонное устройство не включено.
- II — включен стартер и зажигание. Напряжение подается также в цепи питания указателей поворота, контрольных приборов и очистителя ветрового стекла. Используется для включения стартера и пуска двигателя. Ключ не фиксируется в замке и не вынимается, противоугонное устройство не включено.
- III — все выключено, кроме цепей, напряжение к которым подается независимо от положения ключа (см. положение 0). При вынутом ключе включено противоугонное устройство. Используется на остановке или стоянке вне гаража. Для выключения противоугонного устройства следует вставить ключ в замок и, слегка повертывая рулевое колесо вправо-влево, повернуть ключ в положение 0.
Педаль 6 тормоза. Служит для торможения автомобиля, которое должно быть плавным и продолжительным. Следует привыкнуть считать тормоза аварийной системой, что уменьшит износ шин и расход топлива, а пассажирам создаст удобство при езде. Резкое интенсивное торможение педалью тормоза применять только в исключительных случаях.
Рукоятка 28 управления воздушной заслонкой карбюратора вдвинута до упора при полном открытии заслонки и фиксируется в любом промежуточном положении при прогреве двигателя. При вытянутой до отказа рукоятке заслонка полностью закрывается. Полное прикрытие воздушной заслонки карбюратора используется при пуске холодного двигателя для обогащения горючей смеси. После прогрева не следует забывать открывать заслонку, вдвинув рукоятку. При вытянутой на себя рукоятке загорается контрольная лампа 9 прикрытия воздушной заслонки.
Педаль 5 сцепления служит для приведения в действие механического привода выключения сцепления.
Рулевое колесо 11 служит для задания автомобилю направления движения. Конструкция его обеспечивает видимость всех контрольных приборов.
Контрольные приборы
Все контрольные приборы собраны в комбинацию приборов и работают только при включенном зажигании (кроме спидометра). Спидометр работает при движении автомобиля.
Спидометр 23 с суммарным счетчиком пройденного автомобилем расстояния в километрах. Красные точки на шкале вблизи цифр 40, 60 и 100 указывают скорости, которые не рекомендуется превышать при движении соответственно на 1, 2 и 3 передачах.
Указатель 27 температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. Переход стрелки в красное поле шкалы показывает на чрезмерный нагрев двигателя. В этом случае необходимо немедленно уменьшить до минимума число оборотов двигателя (не останавливая его). Если перегрев не устраняется, необходимо проверить работу электровентилятора системы охлаждения и термостата.
Указатель 19 уровня топлива в баке с контрольной лампой резерва топлива, которая загорается оранжевым светом, если в топливном баке осталось 4...6,5 л бензина.
Контрольная лампа 20 (красная) стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости загорается мигающим светом при перемещении вверх рычага 14 стояночного тормоза. Эта же лампа горит постоянно при понижении уровня жидкости в бачке ниже допустимого предела из-за расхода жидкости или из-за повреждения системы.
Контрольная лампа 21 (красная) недостаточного давления масла в системе смазки двигателя загорается при падении давления масла ниже допустимого.
Контрольная лампа 22 (красная) разряда аккумуляторной батареи загорается при включении зажигания и гаснет после пуска двигателя. Если лампа горит при работающем двигателе, то это указывает на неисправность в системе зарядки аккумулятора или слабое натяжение (обрыв) ремня привода генератора.
Контрольная лампа 24 (зеленая) включения указателей поворота загорается мигающим светом при включении указателя поворота.
Контрольная лампа 25 (зеленая) включения габаритного света загорается при включении наружного освещения.
Контрольная лампа 26 (синяя) включения дальнего света фар загорается одновременно с включением дальнего света фар. Горящая лампа напоминает водителю о необходимости своевременного выключения дальнего света при встрече с другим автомобилем, въезде на освещенные участки дорог, а также во всех случаях, когда он может ослепить других водителей. Если вы следуете за идущей впереди машиной и не намерены ее перегонять — включите ближний свет и, держась от нее на должном расстоянии, будете ехать в безопасности, не беспокоя едущего впереди вас.
Контрольная лампа 9 (оранжевая) прикрытия воздушной заслонки карбюратора.
Органы управления приборами освещения и сигнализации
Включатель 36 звукового сигнала срабатывает при нажатии на пластмассовую накладку в ступице рулевого колеса, прикрывающую контактные части включателя.
Переключатель 29 наружного освещения. При нажатии на нижнее плечо клавиши до первого фиксированного положения включаются габаритные огни и освещение приборов, а при нажатии до второго положения — дополнительно ставятся под напряжение цепи фар.
Выключатель 10 аварийной сигнализации. При нажатии на кнопку включается мигающий свет всех указателей поворота и контрольной лампы в кнопке. При повторном нажатии на кнопку сигнализация выключается.
Выключатель 8 заднего противотуманного света. Задний противотуманный свет включается нажатием на клавишу выключателя. При этом загорается оранжевая контрольная лампа в клавише выключателя.
Рычаг 37 переключателя указателей поворота имеет три положения:
- 0 — указатели поворота выключены;
- I — включены указатели правого поворота;
- II — включены указатели левого поворота.
Рычаг 38 переключателя света фар функционирует следующим образом (при включенном зажигании):
- I — включен ближний свет фар. если переключателем 29 включены фары;
- II — включен дальний свет, если переключателем 29 включены фары. Одновременно о включении дальнего света сигнализирует контрольная лампа синего цвета в комбинации поиборов.
А — (рычаг оттягивается на себя) включена сигнализация дальним светом фар независимо от положения клавиши переключателя 29.
Используется для кратковременного включения дальнего света для освещения дороги или подачи светового сигнала пешеходам и водителям. При отпускании рычаг возвращается на место.
Оборудование места водителя
Рычаг 35 переключателя очистителя и омывателя ветрового стекла (под рулевым колесом справа) может занимать следующие положения:
- 0 — все отключено;
- I — включен прерывистый режим работы очистителя ветрового стекла;
- II — включен непрерывный режим работы очистителя ветрового стекла;
- В — (на себя) включается омыватель ветрового стекла на время удержания рычага в этом положении (не фиксированное положение рычага).
Переключатель 3 очистителя и омывателя заднего стекла. При нажатии на нижнее плечо клавиши до первого фиксированного положения включается очиститель, а до второго (не фиксированного положения) — еще и омыватель заднего стекла.
Выключатель 4 обогрева заднего стекла. Обогрев стекла включается нажатием на клавишу. При этом загорается оранжевая контрольная пампа в клавише.
Внутреннее и наружное зеркала заднего вида предназначены для наблюдения за дорогой сзади автомобиля. Внутреннее зеркало фиксируется в двух положениях для дня и ночи. Если мешает свет фар идущего сзади автомобиля, рычажком изменяют угол наклона зеркала. Наружное зеркало рукояткой 1 регулируется из салона автомобиля.
Противосолнечные козырьки имеют шарнирное крепление, что позволяет устанавливать их или в верхней части ветрового стекла или параллельно стеклам дверей в зависимости от направления лучей солнца.
Прикуриватель 16 включается нажатием на ручку патрона до отказа. Спираль прикуривателя нагревается примерно за 15 с. После нагрева патрон автоматически возвращается в первоначальное положение, готовый к применению.
Пепельница 33 открывается на себя за выступающий бортик ее передней стенки, а для очистки вынимается из гнезда при нажатии на пружинный упор внутри пепельницы.
Рычаг 2 привода замка капота открывает замок капота, если его потянуть на себя.
Подголовники на передних сиденьях регулируются по высоте и удерживаются в нужном положении пружинными фиксаторами.
Рычаг защелки салазок переднего сиденья расположен с правой стороны сидений. Для перемещения сиденья вперед и назад необходимо потянуть рычаг вверх.
Рукоятки регулировки наклона спинки передних сидений расположены у основания спинки, со стороны дверей. Рукоятка грубой регулировки выполнена в виде рычага. Подняв эту рукоятку вверх, можно повернуть спинку в нужное положение. Например, наклонить вперед для удобства посадки пассажиров на заднее сиденье, или, наоборот, откинуть спинку, чтобы устроить место для отдыха. Вращением другой ручки можно плавно в небольших пределах регулировать наклон спинки.
Плафон освещения салона включается и выключается встроенным в него выключателем.
В систему управления вентиляцией и отоплением салона входят следующие элементы:
Переключатель 30 электродвигателя вентилятора отопителя служит для включения электровентилятора на соответствующий режим при необходимости увеличения количества поступающего в салон воздуха.
Крышка кожуха отопителя 12 предназначена для направления нагретого воздухе к ногам водителя и пассажиров.
Рычаг 32 управления краном отопителя регулирует поступление горячей жидкости от двигателя в радиатор отопителя и, тем самым, температуру воздуха, проходящего через радиатор отопителя.
Рычаг 31 управления крышкой люка воэдухопритока регулирует количество воздуха, проходящего через отопитель. При перемещении рычага в крайнее левое положение крышка закрывается; при перемещении рычага вправо крышка открывается и наружный воздух проходит в салон автомобиля для вентиляции или для отопления в зимнее время.
Поворотные дефлекторы 18 изменяют направление потока воздуха из отопителя.