Каталитический нейтрализатор отработавших газов имеет корпус из нержавеющей стали, к которому сваркой присоединены впускной и выпускной конусы с патрубками и крепежными фланцами, а также теплоотражатели, удерживающие керамическую обшивку. Весь внутренний объем корпуса заполнен керамическим пористым монолитом или проволочной сеткой из термостойкой нержавеющей стали которые фиксируются кольцами. Структура монолита представляет собой обычный фильтр, внутренняя и внешняя поверхность пор которого, контактирующая с газами, покрыта очень тонким молекулярным слоем сплава из активного каталитического вещества, содержащего платину, родий и палладий. Пористость монолита имеет большую площадь поверхности, покрытой этим сплавом из очень дорогих металлов, что в основном и определяет высокую цену каталитического нейтрализатора.
В каталитическом нейтрализаторе происходит реакция, в результате которой опасный углеводород и окись углерода в отработавших газах превращаются в безопасные газы и водяной пар.
На автомобилях с каталитическим нейтрализатором система питания топливом замкнутого типа, то есть на основании сигнала от лямбда-датчика, установленного в выхлопной системе блок управления постоянно оптимизирует состав топливовоздушной смеси. В зависимости от содержания кислорода в отработавших газах датчик лямбда-датчик индуцирует напряжение от 0,1 В (высокое содержание кислорода, бедная смесь) до 0,9 В (низкое содержание кислорода, богатая смесь). На основании этих данных блок управления двигателем изменяет время открытия топливных форсунок и изменяет соотношение топлива в топливовоздушной смеси. Стехиометрическое соотношение топливной смеси, при котором происходит ее полное сгорание и в отработавших газах отсутствуют вредные вещества — это 14,7 весовых частей воздуха на 1 часть топлива.
Каталитический нейтрализатор работает эффективно при температурах +300 ... +800°С.
Эксплуатация автомобилей с каталитическим нейтрализатором
Каталитический нейтрализатор — это надежное и простое устройство, которое не нуждается ни в каком обслуживании, но имеются некоторые факты, которые владелец должен знать для его максимального срока службы.
Не используйте этилированный бензин в автомобиле, оборудованном каталитическим нейтрализатором, так как свинец покроет драгоценные металлы в его решетке, уменьшая эффективность их преобразования и, в конечном счете, выведет из строя нейтрализатор.
Всегда содержите зажигание и топливную систему в полном порядке.
Если при работе двигателя наблюдаются пропуски зажигания, не эксплуатируйте автомобиль до устранения неисправности.
Если при работе двигателя загорится контрольная лампа управления двигателем, необходимо как можно быстрее обратиться на станцию технического обслуживания. Если имеется повреждение управления двигателем, то кроме увеличения расхода топлива и уменьшения динамических характеристик двигателя, может выйти из строя каталитический нейтрализатор.
Не запускайте двигатель методом буксировки.
Не выключайте зажигание на высоких оборотах двигателя.
Не используйте присадки к топливу и моторному маслу, так как присадки могут содержать вещества, способные повредить каталитический нейтрализатор.
Не используйте автомобиль, если из выхлопной трубы виден след синего дыма.
После остановки двигателя выхлопная система длительное время продолжает излучать значительное количество тепла, поэтому необходимо избегать парковки автомобиля на траве и сухих листьях.
Помните, что каталитический нейтрализатор хрупок, поэтому избегайте ударов при снятии Каталитический нейтрализатора или выхлопной системы.
Каталитический нейтрализатор, используемый на хорошо отрегулированном автомобиле должен служить более 100 тысяч км пробега автомобиля.