Бензиновые двигатели
Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры и убедитесь в том, что он находится в хорошем состоянии (система зажигания в порядке, фильтр воздухоочистителя не загрязнен и т. д.).
Перед тем как выполнять проверки, доведите обороты двигателя до 2500 об/ мин и удерживайте их в течение 20 секунд. Дайте двигателю снова вернуться на холостой ход и понаблюдайте за выбросами дыма из выхлопной трубы. Если обороты холостого хода явно слишком высоки или если из выхлопной трубы в течение более 5 секунд выходит плотный голубой или ясно видимый черный дым, то двигатель нельзя считать исправным. В качестве эмпирического правила можно считать, что голубой дым указывает на горение масла (износ цилиндро-поршневой группы), а черный дым указывает на неполное сгорание топлива (загрязнен воздушный фильтр или неисправен карбюратор или топливная система).
Далее вам потребуется газоанализатор выхлопных газов, который может измерять содержание окиси углерода (СО) и углеводородов (НС). Если у вас нет возможности взять такой прибор напрокат или на время, то возможно, что в местной автомастерской согласятся выполнить такую проверку за небольшую плату.
Содержание CO и НС в отработавших газах
Примечание. Ниже приведены нормы содержания вредных примесей в выхлопных газах автомобилей с бензиновыми двигателями, действующие в России на момент написания этого Руководства. Нормы регламентируются ГОСТ 1722.03-87 с поправками 1999 г.
Содержание оксида углерода (СО) и углеводородов (НС) в отработавших газах автомобилей определяют при работе двигателя на холостом ходу для двух частот вращения коленчатого вала, установленных заводом-изготовителем для данной модели: минимальной (nmin) и повышенной (ппов).
Частота вращения коленчатого вала двигателей nmin и ппов устанавливается в технических условиях и инструкциях по эксплуатации автомобилей. Если эти значения не установлены, при проверках принимают nmin = 800±50 об/мин, ппов = 3000±100 об/мин. Проверку на повышенной частоте вращения проводят только для автомобилей, имеющих карбюратор.
Примечание: Винты регулировки карбюратора должны иметь пломбы завода-изготовителя или ремонтной организации. □ Перед измерением двигатель должен быть прогрет не ниже рабочей температуры, указанной изготовителем. Рабочая температура — это температура охлаждающей жидкости, при которой автомобиль может начинать движение (но не ниже 60°С).
Содержание CO и НС не должно выходить за пределы:
Если уровень CO невозможно уменьшить до требуемого уровня (а топливная система и система зажигания в остальных отношениях находятся в хорошем состоянии), то это означает, что износ карбюратора чрезвычайно велик или же имеется какая-то неисправность в системе впрыска топлива или в каталитическом нейтрализаторе (если они установлены).
Выбросы НС могут быть связаны с горением масла, но более вероятно их появление в результате неполного сгорания топлива.
Модели с дизельным двигателем
Единственная проверка, которой подвергаются дизельные двигатели, заключается в измерении плотности дыма в выхлопных газах. Испытания проводятся в режиме свободного ускорения и в режиме максимальной частоты вращения. Примечание. Для успешного проведения испытания чрезвычайно большое значение имеет хорошее состояние цепи или ремня привода распределительного вала.
Повышенный уровень дымности выхлопных газов может быть вызван загрязнением воздушного фильтра. В остальных случаях для установления причины потребуется консультация профессионала.
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/174/450634.jpg)