А
Автомат защиты цепи (автомат тока): Выключатель, защищающий цепь от превышения в ней тока, отключающий электрическое питание от цепи при достижении тока в ней расчетного предела. Некоторые автоматы могут включаться (восстанавливаться после срабатывания) автоматически, некоторые — вручную.
Адсорбер: Элемент системы защиты окружающей среды; предназначен для предотвращения попадания в атмосферу паров топлива: содержит гранулы активированного древесного угля для удержания паров топлива в системе питания двигателя топливом.
Угольный адсорбер
Ампер: Единица электрического тока, проходящего через нагрузку сопротивлением в 1 Ом при напряжении в 1 Вольт.
Амперметр: Измерительный прибор для измерения силы тока в электрической цепи. Шкала амперметра градуирована в Амперах. Для измерения прибор включается в цепь последовательно.
Аналоговый компьютер: Микро процессор, который может воспринимать для обработки аналоговые электрические сигналы благодаря встроенным аналоговоцифровым преобразователям.
Антипригарная смазка: Покрытие, уменьшающее риск слипания соединений, подвергающихся действию высокой температуры (например, болты и гайки выпускного коллектора).
Антипригарная смазка
Атмосферное давление: Давление воздуха на поверхности Земли, вызванное весом воздуха атмосферы. На уровне моря при температуре 0°С оно равно 101 кРа.
Б
Барабанные тормоза: Тормозной механизм, состоящий из двух тормозных колодок и одного или двух разжимающих их тормозных цилиндров, укрепленных на основании — «тормозном щите», и тормозного барабана, установленного на оси колеса сверху тормозных колодок и вращающегося вокруг них.
Барабанный тормозной механизм
Биметаллический датчик температуры: Контактный датчик, один контакт которого изготовлен из пары механически соединенных полос металлов с разными температурными коэффициентами расширения, который под воздействием изменяющейся температуры может изгибаться, замыкая или размыкая контактную пару. Используется как температурный выключатель, например мотора вентилятора.
Блок цилиндров: Главная часть двигателя, в которой размещены коленчатый вал, цилиндры с поршнями и другие важные детали.
В
Вакуумметр: Прибор для измерения разрежения воздуха.
Вакуумное опережение: Устройство, изменяющее угол опережения зажигания в зависимости от разрежения во впускном коллекторе.
Венец: Кольцеобразная шестерня, надетая на маховик для передачи вращения от стартера коленвалу.
Верхний распредвал (ОНС): ОНС — Over Head Camshaft — конструкция двигателя с верхним расположением распредвала (в головке) и приводящего клапаны непосредственно через толкатели или посредством рокеров (рычагов), реже — коромысел.
Вкладыш: Сменная деталь подшипника скольжения, выполненная из антифрикционного материала.
Вмт: Верхняя Мертвая Точка. Верхняя точка, которой достигает поршень при своем рабочем ходе, обычно под ВМТ подразумевается верхняя мертвая точка такта сжатия.
Воздушный фильтр: Металлический или пластиковый корпус, содержащий фильтрующий элемент, который очищает воздух, попадающий в двигатель, от пыли и грязи.
Воздушный фильтр
Вольтметр: Прибор для измерения напряжения, шкала которого градуирована в Вольтах. Вольтметр подсоединяется параллельно участку цепи, в котором производится измерение.
Впускной коллектор: Отливка с каналами или комплект труб для подвода воздуха или топливовоздушной смеси в камеру сгорания цилиндров двигателя.
Вторичная цепь: 1. Цепь высокого напряжения в системе зажигания, обычно 16000...50000 Вольт. Включает в себя вторичную обмотку катушки зажигания, высоковольтные провода, бегунок (ротор) и крышку распределителя, свечи зажигания. 2. Исполнительная цепь электромагнитного реле, обычно рассчитанная на большой ток.
Втулка: Цилиндрическая, обычно заменяемая конструкция; металлические втулки из антифрикционных металлов используются в подшипниках скольжения.
Входной вал: Вал, к которому прикладывается момент вращения.
Выпускной коллектор: Набор труб или каналов в отливке, отводящих отработавшие газы из цилиндров двигателя в выпускную систему.
Выпускной коллектор
Выходной вал: Вал, передающий вращение от устройства другому, например от КПП карданному валу.
Вязкость: Способность жидкости сопротивляться течению.
Г
Генератор: Устройство, превращающее механическую энергию в электрическую.
Компоненты генератора
Гидрометр: Прибор для измерения плотности жидкости.
Гидротрансформатор: Турбина, передающая вращение от ведущего насосного колеса ведомому турбинному колесу посредством гидравлического воздействия рабочей жидкости, обеспечивая в известных пределах изменение вращающего момента и передаточного числа. В автомобилях используется для передачи вращающего момента от коленвала автоматической коробке передач.
Главный цилиндр: Первичное устройство для создания давления в гидравлической системе тормозов или сцепления при нажатии на педаль, связанную с поршнем цилиндра непосредственно или, в системе тормозов с усилителем, через усилитель.
Головка цилиндров: Отделяемая часть двигателя, обычно закрепленная сверху блока цилиндров и содержащая обычно камеры сгорания. В верхнеклапанных двигателях головка содержит клапаны и их приводной механизм. На двигателях с верхним расположением распредвала в головке также расположен распредвал.
Датчик кислорода: Применяется в системе питания с обратной связью, определяя присутствие кислорода в выхлопных газах, выдает сигнал на процессор БЭУ для корректировки зажигания или состава смеси.
Двигатель внутреннего сгорания: Устройство, превращающее тепловую энергию сгорающего топлива в механическую энергию вращения маховика коленвала.
Детонация: Несанкционированный взрыв топливной смеси в камере сгорания до достижения поршнем ВМТ такта сжатия, вызванный чрезмерным нагревом или сжатием, преждевременным зажиганием или крайним переобеднением смеси, сопровождающийся металлическими звонкими стуками.
Диафрагма: Тонкая эластичная перегородка, разделяющая две камеры, например в вакуумном усилителе тормозов.
Дисковый тормоз: Конструкция гидравлического тормоза, состоящая из тормозного диска, закрепленного на оси колеса, и тормозного суппорта, обычно содержащего не менее одного тормозного цилиндра и двух тормозных колодок, прижимающихся к диску с двух сторон, замедляя его вращение.
Дифференциал: Шестеренчатый узел, передающий вращение двигателя ведущим полуосям или приводным валам, позволяя в повороте одному ведущему колесу вращаться быстрее другого, находящегося ближе к оси поворота.
Дополнительный впрыск воздуха: Метод снижения токсичности выхлопных газов и продления срока службы каталитического нейтрализатора, заключающийся во впрыске дополнительного количества воздуха в выпускной коллектор, при котором происходит догорание несгоревших углеводородов до момента их выхода в атмосферу.
3
Зазор: Расстояние между двумя частями, например между зубьями пары шестерен.
Регулировка зазора между электродами свечи зажигания
И
Игольчатый подшипник: Подшипник качения, в котором между обоймами (или непосредственно между опорой и вращающимся элементом) расположено множество тонких длинных роликов (иголок).
Индукция: Средство передачи электрической энергии посредством электромагнитного поля. Принцип, который используется в катушке зажигания для увеличения выходного напряжения.
К
Калильное зажигание: Возникает при поджиге рабочей смеси раскаленными частями камеры сгорания, проявляет себя чаще всего, как продолжение работы двигателя после выключения зажигания.
Калильное число: Отображает способность наконечника свечи зажигания отводить тепло. Чем выше калильное число, тем горячее свеча (хуже отводит тепло).
Карбюратор: Устройство, обычно смонтированное на впускном коллекторе бензинового двигателя, предназначенное для смешивания воздуха и распыленного топлива в пропорциях, обеспечивающих нормальный рабочий процесс сгорания в двигателе.
Карбюратор
Карданный вал: Длинная полая труба с карданными шарнирами на концах, которая передает момент от трансмиссии до дифференциала на автомобилях с задними ведущими колесами и передним расположением двигателя.
Карданный вал
Картер: Нижняя часть двигателя, в которой вращается коленчатый вал и связанные с ним компоненты.
Картерные газы: Газы, прорывающиеся в картер двигателя из камеры сгорания через неплотности пары поршень/цилиндр. Удаляются из картера системой вентиляции (обычно принудительной) картера, чтобы предотвратить преждевременное окисление масла и образование в нем вредных для двигателя отложений, выдавливания масла и его паров через уплотнения двигателя.
Каталитический нейтрализатор: Устройство обычно цилиндрической формы, встроенное в выпускную систему, содержащее керамические носители с покрытием из каталитического вещества, использующиеся для химического высокотемпературного преобразования несгоревших углеводородов в безвредные углекислый газ и воду.
Каталитический нейтрализатор
Катушка зажигания: Трансформатор в цепи зажигания, повышающий напряжение в цепи для обеспечения искрообразования на свечах зажигания.
Качество смеси: Весовое соотношение топлива и воздуха в топливной смеси, подающейся в двигатель
Клапан: Устройство, управляющее направлением, давлением или потоком газа или жидкости.
Клапан рог (РВГ): Клапан системы рециркуляции отработавших (выхлопных) газов из системы выпуска во впускную систему.
Клапан РОГ (РВГ)
Клапанные зазоры: Зазоры в приводе клапанов, измеренные между торцом стержня клапана и рычагом, кулачком или коромыслом, приводящим клапан.
Коленвал: (коленчатый вал): Главный вал двигателя, превращающий возвратно-поступательные движения поршней с шатунами во вращательное движение.
Коленвал
Комбинированный клапан: В системе угольного адсорбера паров топлива этот клапан предназначен для удаления паров топлива из топливного бака в угольный адсорбер и замещения их наружным воздухом, поддерживает в топливном баке атмосферное давление, предотвращая деформацию топливного бака.
Конденсатор: Устройство для накопления электрического заряда.
Конденсор: Теплообменник, в котором происходит конденсация хладагента.
Корончатая гайка: Удлиненная гайка, на верхней части которой имеются сквозные прорези для фиксации гайки на болте или шпильке, что предотвращает самоотвинчивание.
Корончатая гайка
М
Маховик: Массивный диск, привернутый к фланцу коленвала. По периметру маховика закреплено зубчатое кольцо («венец»), с зубьями которого при запуске входит в зацепление приводная шестерня стартера, раскручивающего двигатель.
Мертвая точка: Крайняя точка движения поршня.
Модуль зажигания: Блок, объединяющий катушку зажигания и коммутатор.
Модуль электронного управления: Блок, содержащий микропроцессор и другие электронные компоненты управления двигателем или системами автомобиля.
Момент вращения: Вращающая сила, прикладываемая к какому-либо объекту.
Монооксид углерода (Со): Газ без цвета и запаха, являющийся одним из продуктов сгорания топлива. Ядовит, крайне опасен в закрытых невентилируемых помещениях, поскольку он тяжелее воздуха и может незаметно скапливаться, например, в смотровой яме.
Н
Нижний распредвал (OHV): OHV — Over Head Valve — конструкция двигателя, в котором в головке расположены только клапаны и часть их привода, распредвал расположен в блоке цилиндров. Привод клапанов осуществляется посредством длинных штанг толкателей.
Нитрооксиды (1МОХ): Окислы азота, являющиеся вредным продуктом сгорания топлива в двигателе. В комбинации с гидроводородами создают смог.
О
Обмотка: Катушка изолированного проводника (обычно медного), надетого на сердечник (часто набранный из пластин) магнитного сплава. При изменении магнитного поля в сердечнике может преобразовывать это изменение в электрический ток (генератор, электромагнитный датчик). При прохождении через обмотку электрического тока может работать как электромагнит (электромагнитное реле, возбуждающая обмотка генератора).
Обратный клапан: Клапан, пропускающий через себя воздух, топливо или иную жидкость только в одном направлении.
Овердрайв: Шестеренчатая повышающая передача, которая передает больше оборотов, чем получает.
ОМ - единица сопротивления, через которое протекает ток в 1 Ампер при подаче напряжения в 1 Вольт.
Омметр: Прибор для измерения сопротивления участка цепи, градуированный в Омах или килоомах (тысячах Ом). Прибор, градуированный в Мегомах (МОм, миллионах Ом), называется «мегомметр».
Осевой зазор: Технологический зазор вала или подшипника параллельно оси вращения, предусмотренный конструкцией.
Осевой люфт: Подвижность вала или подшипника параллельно оси вращения по причине износа.
П
Первичная цепь: 1. Низковольтная часть системы зажигания, состоящая из выключателя зажигания, иногда балластного резистора, блока электронного управления (коммутатора) с датчиком или прерывателя, и первичной обмотки катушки зажигания, соединенных между собой проводниками по определенной схеме. 2. Малоточная, управляющая цепь электромагнитного реле.
Передаточное число: Соотношение количества зубьев пары зацепленных шестерен.
Перелив: Поступление слишком большого количества топлива во впускной коллектор, затрудняющий воспламенение бензовоздушной смеси и запуск двигателя.
Пластигог: (plastigauge) — профессиональная пластиковая измерительная проволока, по степени расплющивания которой определяют зазор в подшипниках скольжения.
Пластигог
Плоский щуп: Металлическая полоска определенной толщины для измерения зазора между двумя частями.
Плоский щуп
Подсос: Устройство, обычно в виде заслонки, расположенное на входе в карбюратор, используемое для преграждения поступления воздуха и, как следствие, для обогащения смеси.
Подшипник: Опорное устройство, снижающее трение, обычно расположенное между подвижной и неподвижной частями механизма.
Вкладыш коренного подшипника
Поликлиновой (многоручьевой, серпантинный) ремень: Плоский ремень привода вспомогательных агрегатов с рядом продольных клиновидных ручьев. За счет лучших сцепных свойств позволяет уменьшить диаметр шкивов.
Поликлиновой ремень
Поршневое кольцо: Разомкнутое кольцо, устанавливающееся в канавку поршня по наружному его периметру. Основное назначение — уплотнять зазор между поршнем и стенкой цилиндра. Большинство автомобильных поршней снабжены комплектом из трех колец: двух компрессионных и одного маслосъемного.
Порядок зажигания: Порядок зажигания рабочей смеси в цилиндрах двигателя.
Посадка с натягом: Механическое соединение двух деталей обычно с помощью пресса, когда наружный диаметр внутренней детали несколько больше внутреннего диаметра наружной детали.
Преднатяг: Начальная нагрузка на подшипник при его сборке или регулировке.
Предохранитель: Защищает электрическую цепь при повышении в ней тока сверх расчетного значения. Устройство состоит из плавкого проводника определенного для каждого номинала сечения, укрепленного на изоляторе. При увеличении тока больше определенного значения проводник перегорает, отключая цепь и защищая ее от электрического повреждения.
Проводник: Материал (обычно металл), проводящий электрический ток.
Прокачка тормозов: Процедура выпуска воздуха из гидравлической системы привода тормозов.
Прокачка тормозов
Прокладка: Любой тонкий, мягкий материал, обычно пробка, картон, асбест или мягкий металл, установленный между двумя металлическими поверхностями, чтобы обеспечивать хорошее уплотнение. Например, прокладка головки цилиндров установлена в соединении между блоком и головкой цилиндров.
Прокладка
Промежуточный вал: Вал, при водимый от коленчатого вала, для передачи вращения на дополнительные механизмы двигателя.
Рабочий цилиндр: Исполнительное устройство в гидравлической системе тормозов или сцепления, преобразующее гидравлическое давление жидкости в механическое перемещение поршня.
Разрежение: Давление воздуха ниже атмосферного. В задроссельном пространстве разрежение максимально на холостых оборотах и падает с открытием дроссельной заслонки.
Распредвал (распределительный вал): Вал, расположенный в двигателе, снабженный кулачками для привода клапанов. Приводится во вращение от коленчатого вала ремнем, цепью или шестернями, вращается со скоростью, вдвое меньшей скорости вращения коленчатого вала.
Распределитель: Устройство с механическим приводом на бензиновом двигателе, отвечающее за порядок и момент подачи напряжения к свечам зажигания.
Распыление: Превращение жидкости в мельчайшие частицы, которые могут висеть в воздухе.
Регулировочная шайба (дистанционная): Шайба определенной толщины, устанавливаемая между двумя деталями.
Регулятор напряжения: Устройство, поддерживающее напряжение в цепи на определенном уровне.
Резистор: Устройство, изготовленное из проволоки или иного проводника с большим удельным сопротивлением.
Реле: Переключатель, автоматически срабатывающий при подаче на него напряжения питания.
Роликовый подшипник: Подшипник, состоящий из внутренней и внешней обойм, разделенных сепаратором с роликами из твердого сплава.
Ротор: 1. Устройство в виде зубчатого диска, надетого на ступицу колеса, используемое в качестве задающего элемента датчика в системе ABS. 2. Устройство, смонтированное на верхнем конце вала распределителя зажигания, распределяющее напряжение по контактам крышки распределителя («бегунок»),
С
Свеча зажигания: Устройство, ввернутое в камеру сгорания двигателя с искровым зажиганием. Конструктивно состоит из центрального проводника, расположенного внутри керамического изолятора, установленного в наружный металлический корпус. Электрический заряд, поступающий на свечу с высоковольтного провода, проходит по центральному электроду и перескакивает через определенный воздушный зазор на боковой электрод (электроды), соединенный механически и электрически с корпусом свечи. Возникающая при этом электрическая искра поджигает рабочую смесь в камере сгорания.
Сериесный резистор: Резистор (сопротивление), последовательно включаемое в электрическую цепь для ограничения мощности, рассеиваемой на нагрузке.
Соленоид: Электромагнит с подвижным сердечником.
Сопротивление: Способность участка цепи оказывать сопротивление электрическому току, измеряется в Омах. Сопротивление равно отношению напряжения к силе тока.
Степень сжатия: Соотношение объема цилиндра при нахождении поршня в НМТ к объему камеры сгорания при нахождении поршня в ВМТ.
Ступица: Центральная вращающая часть колеса или шестерни.
Суппорт: Гидравлическое устройство привода дисковых конструкций тормозов, установленное с двух сторон тормозного диска. Имеет, по меньшей мере, один рабочий тормозной цилиндр и пару тормозных колодок. Гидравлическим давлением колодки прижимаются к диску.
Т
Тахометр: Прибор для измерения скорости вращения двигателя, вала, устройства и т. п., градуированное в оборотах в минуту.
Термостат: Клапан, расположенный обычно в системе охлаждения, закрытый при холодном двигателе и открывающийся с его прогревом, регулируя прохождение охлаждающей жидкости через радиатор и, соответственно, температуру двигателя.
Тормозная колодка: Конструкция, состоящая из металлической подложки и укрепленной на ней механическим способом накладки из фрикционного материала. Применяется в тормозных дисковых и барабанных механизмах.
Турбонагнетатель: Турбинный насос, приводимый во вращение выхлопными газами, закачивающий наружный воздух в камеры сгорания под давлением выше атмосферного. Увеличенное давление позволяет сжигать больше топлива (по массе), в результате увеличивая выходную мощность двигателя.
У
Углеводород: Химическое соединение углерода и водорода. Основной вредный продукт сгорания топлива в двигателе.
Уплотнительное кольцо: Тип уплотнения, изготовленного из специального резинообразного материала. При сборке узла для обеспечения надежного уплотнения кольцо закладывается в канавку, в которой оно обжимается присоединяемой деталью.
Уплотнительное кольцо
Ф
Форсунка: Устройство для впрыска и распыления определенного количества топлива под давлением в двигатель в определенный момент времени.
Ц
Центробежный регулятор: Регулятор опережения зажигания, использующий центробежную энергию подвижных грузиков для разворачивания контактной пластины распределителя по заданной конструкцией программе.
Цилиндр: В двигателе круглое отверстие в блоке цилиндров, в котором ходит поршень.
Ш
Шариковый подшипник: Подшипник, состоящий из двух твердых обойм, наружной и внутренней, между которыми расположены шарики из твердого сплава.
Шлицы: Продольные выступы, прорезанные на валу по его наружному или внутреннему диаметру, служащие для механического соединения с другой вращающейся деталью.
Шпонка: Небольшой металлический параллелепипед или сегмент, вставленный в прорезь между валом и ступицей (шкивом, звездочкой и т. п.) для механической их связи и передачи вращения от вала ступице.
Э
Электронное зажигание: Система, в которое искрообразование, его длительность и момент управляются по командам из электронного блока управления, называемого коммутатором. Система не содержит прерывающих контактов, получая управляющий сигнал от электронного датчика.