Примечание. Состояние компонентов подвески и рулевого привода должно производиться регулярно, так как их износ или повреждение могут явиться причиной сокращения срока службы шин, ведут к снижению управляемости автомобиля и повышению расхода топлива. Подробный иллюстративный материал представлен также в Главе Подвеска и рулевое управление.
Проверки, производимые без отрыва колес от земли
1. Запаркуйте автомобиль на ровной горизонтальной площадке, по возможности с твердым покрытием, разверните передние колеса в прямолинейное положение. Слегка подергайте рулевое колесо в обоих направлениях, чрезмерная величина имеющего место люфта указывает на возможный износ колесных подшипников, хомутов шарниров основного и промежуточного валов рулевой колонки, подшипников поворотных кулаков полноприводные модели, либо наконечников рулевых тяг. Не исключена также вероятность нарушения регулировки или повреждения компонентов реечной передачи (см. Главу Подвеска и рулевое управление).
2. На износ или повреждение компонентов подвески или рулевого привода могут указывать также такие симптомы, как чрезмерное раскачивание автомобиля при движении по неровной дороге или во время совершения поворотов, заклинивания рулевого колеса и т.п.
3. Для оценки состояния амортизаторов прижмите вниз один из углов автомобиля. При отпускании угла кузов должен возвращаться в исходное положение, совершая не более одного-двух колебаний. Прислушивайтесь к скрипу и прочим посторонним шумам, издаваемым подвеской при колебательных движениях кузова. Подробнее см. Главу Подвеска и рулевое управление. Чрезмерное количество раскачиваний кузова при отпускании угла, равно как и отказ от возврата его в исходное положение, свидетельствуют о необходимости замены амортизаторов. Действуя в аналогичной манере, поочередно проверьте каждый из четырех амортизаторов.
Проверки, производимые с отрывом колес от земли
1. Поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки.
2. Проверьте протекторы колес на наличие следов неравномерного износа (см. Раздел Проверка состояния шин и давления их накачки), оцените давление накачки шин.
3a. Оцените состояние карданных шарниров рулевой колонки. Проверьте защитные чехлы рулевого механизма и приводных валов на наличие признаков утечек смазки. Проверьте надежность посадки наконечников рулевых тяг. Проверьте состояние компонентов и надежность затягивания их крепежа.
3b. Оцените степень износа резиновых компонентов подвески и рулевого привода (обратитесь к сопроводительным иллюстрациям). Попросите помощника повращать рулевое колесо и визуально оцените величину люфта рулевого привода. Постарайтесь выявить причину имеющей место слабины, произведите необходимый восстановительный ремонт, либо замените дефектные компоненты.
4. Вручную вращая передние колеса, постарайтесь на слух определить состояние колесных подшипников, удостоверьтесь в отсутствии люфта при вращении колес. Ухватитесь за колесо в точках на 12 и на 6 часов и подергайте его в осевой плоскости, наличие сколько-нибудь заметного свободного хода свидетельствует об ослаблении преднатяга колесных подшипников. В случае необходимости разберите ступицы для визуальной оценки состояния подшипников и набивки их свежей смазкой (подробнее см. Раздел Проверка состояния, набивка смазкой и регулировка передних ступиц и колесных подшипников). Полная информация по конструкции ступичных сборок и колесных подшипников приведена в Главе Подвеска и рулевое управление.
5. Поддевая компоненты монтировкой, оцените состояние подшипников сборок поворотных кулаков. В случае выявления люфта подшипники следует подвергнуть более детальному изучению, произвести замену или набивку их свежей смазкой.
6. Оцените степень износа универсальных шарниров и скользящих муфт карданных валов (см. Главу Трансмиссионная линия).
7. Осмотрите поверхности картеров дифференциала и раздаточной коробки на наличие признаков развития утечек.