Снятие и установка головки блока цилиндров: 1 - клапан системы с изменяемой геометрией впускного коллектора, 2 - прокладка, 3 - впускной коллектор, 4 - правый задний крюк для подъема двигателя, 5 - топливный коллектор и форсунки в сборе, 6 - узел системы с изменяемой геометрией впускного коллектора, 7 - изолятор, 8 - крышка головки блока цилиндров, 9 - крышка подшипника распределительного вала, 10 - сальник распределительного вала, 11 - головка блока цилиндров, 12 - кронштейн впускного коллектора, 13 - прокладка головки блока цилиндров, 14 - воздушная трубка, 15 - прокладка, 16 - теплоизоляционная втулка, 17 - уплотнительная шайба, 18 - прокладка, 19 - прокладка, 20 - распределительный вал впускных клапанов, 21 - распределительный вал выпускных клапанов, 22 - датчик давления масла, 23 - кольцевое уплотнение, 24 - прокладка, 25 - кронштейн №1 генератора, 26 - кронштейн №2 генератора, 27 - кронштейн выпускного коллектора, 28 - впускная камера, 29 - корпус дроссельной заслонки, 30 - кронштейн №1 впускной камеры, 31 - кронштейн №2 впускной камеры, 32 - прокладка, 33 - форсунка холодного пуска, 34 - прокладка, 35 - толкатель, 36 - регулировочная шайба, 37 - сухари, 38 - тарелка пружины клапана, 39 - клапанная пружина, 40 - стопорное кольцо, 41 - направляющая клапана, 42 - клапан, 43 - кольцевое уплотнение, 44 - левый крюк для подъема двигателя, 45 - перепускная трубка охлаждающей жидкости, 46 - прокладка, 47 - правый передний крюк для подъема двигателя, 48 - распределитель, 49 - выходной патрубок охлаждающей жидкости, 50 - прокладка, 51 - теплозащитный экран выпускного коллектора, 52 - выпускной коллектор, 53 - кронштейн выпускного коллектора, 54 - седло пружины.
Установка головки блока цилиндров
1. Установите головку блока цилиндров на блок цилиндров, предварительно установив новую прокладку головки блока цилиндров.
Примечание: неправильная установка прокладки может привести к серьезным повреждениям двигателя.
2. Установите болты крепления головки блока цилиндров.
Примечание:
- Болты крепления головки блока цилиндров затягиваются в два этапа.
- Если какой-либо болт крепления головки блока цилиндра сломан или деформирован, замените его.
- а) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбы и под головки болтов крепления.
- б) Установите и равномерно затяните 10 болтов крепления головки блока цилиндров и пластинчатые шайбы за несколько проходов в показанной на рисунке последовательности.
- Момент затяжки — 49 Нм
- Если при затяжке какого-либо болта не достигается требуемый момент затяжки, замените болт
- в) Нанесите метки краской на переднюю часть болтов головки блока цилиндров.
- г) Доверните болты головки блока цилиндров на 90° в указанной выше последовательности.
- д) Проверьте, что нанесенная краской метка смещена по часовой стрелке на 90° от первоначального положения.
3. Установите распределительные валы.
- а) Уложите распределительный вал в головку блока цилиндров рабочим выступом кулачка №1. направленным наружу, как показано на рисунке.
- б) Нанесите герметик на крышку подшипника №1, как показано на рисунке.
- в) Установите крышки подшипников.
Примечание: каждая крышка подшипника имеет свой номер и метку "перед".
- г) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбы и под головки болтов крепления крышек подшипников.
- д) Установите и равномерно затяните десять болтов крепления крышек подшипников каждого распределительного вала за несколько проходов в показанной на рисунке последовательности.
- Момент затяжки — 19 Нм
- е) Нанесите консистентную смазку на новый сальник.
- ж) Используя оправку (или трубу подходящего диаметра), установите два сальника распределительного вала.
4. Проверьте и при необходимости отрегулируйте зазор в приводе клапанов.
Поверните распределительный вал и расположите кулачки рабочими выступами вверх, проверьте и регулируйте зазор в приводе клапанов.
Зазор в приводе клапанов (холодный двигатель):
- впускные — 0,15-0.25 мм
- выпускные — 0,20-0,30 мм
5. Установите крышку головки блока цилиндров.
- а) Нанесите герметик на головку блока цилиндров, как показано на рисунке.
Примечание: при использовании старой прокладки смажьте всю поверхность.
- б) Установите две прокладки на крышку головки блока цилиндров.
- в) Установите крышку головки блока цилиндров, десять шайб и затяните винты равномерно за несколько проходов.
- Момент затяжки — 2,5 Нм
6. Установите крышку №3 ремня привода ГРМ, затянув пять болтов.
- Момент затяжки — 9 Нм
7. Установите натяжной ролик.
8 Установите зубчатые шкивы распределительного вала.
9 Установите топливный коллектор с установленными форсунками (см. по аналогии с установкой на двигатели 3S-FE, 4S-FE).
10. Установите жгут проводов двигателя на крышку головки блока цилиндров.
- а) Установите жгут проводов двигателя затянув два болта
- б) Подсоедините разъемы форсунок
11. Установите правый задний крюк для подъема двигателя.
- Момент затяжки — 19 Нм
12. Установите впускной коллектор.
- а) Установите новую прокладку и впускной коллектор. Затяните четыре болта и три гайки за несколько проходов.
- Момент затяжки — 19 Нм
- б) Подсоедините разъем датчика детонации.
- в) Подсоедините провод "заземления" и затяните болт
13. Установите новую прокладку и клапан системы с изменяемой геометрии впускного коллектора, затянув два болта и две гайки за несколько проходов.
- Момент затяжки — 19 Нм
14. Установите левый крюк для подъема двигателя, затянув два болта.
Момент затяжки:
- головка 12 мм — 13 Нм
- головка 14 мм — 19 Нм
15. Установите распределитель.
16. Установите впускную камеру.
- а) Временно установите кронштейн №1 впускной камеры, затянув два болта.
- б) Установите новую прокладку и впускную камеру и временно затяните шесть болтов и две гайки.
- в) Равномерно затяните пять болтов и две гайки крепления впускной камеры и впускного коллекторе за несколько проходов.
- Момент затяжки — 19 Н-м
- г) Затяните три болта кронштейна Ns1 впускной камеры.
- Момент затяжки:
- головка 12 мм — 19 Нм
- головка 14 мм — 39 Нм
- д) Установите кронштейн №2.
- Момент затяжки — 19 Нм
17. Установите форсунку холодного пуска.
18. Установите узел системы изменения геометрии впускного коллектора.
- а) Установите узел системы изменения геометрии впускного коллектора и затяните три болта.
- б) Подсоедините следующие шланги:
- (1) вакуумный шланг (от электропневмоклапана регулятора давления топлива) от впускного коллектора,
- (2) вакуумный шланг (от электропневмоклапана) от привода,
- (3) Вакуумный шланг (от вакуумного бачка) от впускного коллектора.
- в) Подсоедините следующие разъемы:
- Разъем эпектропневмоклвпана регулятора давления топлива;
- Разъем электропневмоклапана.
19. Установите кронштейн впускного коллектора, затянув два болта.
- Момент затяжки — 39 Нм
20. Установите воздушную трубку.
- а) Установите воздушную трубку, затянув два болта.
- б) Подсоедините следующие шланги:
- (1) вакуумный шланг от регулятора давления топлива,
- (2) два вакуумных шланга насоса гидроусилителя,
- (3) два вакуумных шланга от впускной камеры,
- (4) вакуумный шланг от вакуумной трубки (от электропневмоклапана регулятора давления топлива).
21. Установите корпус дроссельной заслонки.
22 Установите трубку перепуска охлаждающей жидкости.
- а) Установите новое кольцевое уплотнение на трубку.
- б) Нанесите мыльный раствор на кольцевое уплотнение.
- в) Установите новую прокладку на насос охлаждающей жидкости.
- г) Установите трубку перепуска охлаждающей жидкости, затянув две гайки и два болта.
- Момент затяжки — 8 Нм
- д) Подсоедините следующие шланги:
- (1) шланг перепускной трубки охлаждающей жидкости от клапана системы управления холостым ходом,
- (2) шланг перепуска охлаждающей жидкости от блока цилиндров,
- (3) два перепускных шланга охлаждающей жидкости от маслоохладителя,
- (4) шланг отопителя.
23. Нанесите герметик на два - три витка резьбы и установите датчик давления масла.
24. Установите выходной патрубок охлаждающей жидкости.
- а) Установите новую прокладку и выходной патрубок охлаждающей жидкости, затянув два болта.
- Момент затяжки — 39 Нм
- б) Подсоедините следующие шланги:
- (1) верхний шланг радиаторе,
- (2) шланг перепуска охлаждающей жидкости от перепускной трубки.
- (3) шланг перепускной трубки охлаждающей жидкости от клапана системы управления холостым ходом.
- (4) Шланг отопителя.
- в) Подсоедините следующие разъемы:
- разъем датчика указателя температуры охлаждающей жидкости,
- датчик температуры охлаждающей жидкости,
- разъем таймера форсунки холодного пуска.
25. Установите выпускной коллектор.
- а) Установите две новых прокладки и выпускной коллектор. Затяните шесть гаек за несколько проходов.
- Момент затяжки — 43 Нм
- б) Установите правый кронштейн коллектора и правый передний крюк для подъема двигателя, затянув три болта и гайку.
- Момент затяжки:
- болтов — 59 Нм
- гайки — 43 Нм
- в) Установите левый кронштейн коллектора, затяните два болта.
- Момент затяжки — 59 Нм
- г) Подсоедините и закрепите приемную трубу к выпускному коллектору
- д) Установите теплозащитный экран, затянув пять болтов.
26. Установите кронштейн №1 генератора, затянув три болта.
- Момент затяжки — 39 Нм
27. Установите генератор.
- а) Установите генератор, наживив два болта.
- б) Подсоедините разъем генератора.
- в) Подсоедините провод к генератору с помощью гайки.
- г) Установите кронштейн генератора №2.
- Момент затяжки — 39 Нм
- д) Установите ремень и отрегулируйте его натяжение, после чего затяните все болты и гайки.
- Момент затяжки:
- головка на 12 мм — 19 Нм
- головка на 14 мм — 52 Нм
- е) Установите защиту жгута проводов на болты крышки №2 ремня привода ГРМ.
28. Залейте охлаждающую жидкость.
29. Запустите двигатель и проверьте наличие утечек.
30. Отрегулируйте угол опережения зажигания,
Угол опережения зажигания на холостом ходу — 8-12° до ВМТ (при замкнутых выводах "ТЕ1" и "Е1").
31. Повторно проверьте уровень охлаждающей жидкости и моторного масла.