Система впрыска топлива практически не требует обслуживания. Необходимость ее ремонта возникает крайне редко. При выходе из строя датчиков блок управления переключается на работу по аварийной программе. При этом на передней панели загорается соответствующая сигнальная лампа. Двигатель при этом может работать неустойчиво, что отражается на качестве движения автомобиля. Возникающие неисправности системы записываются в памяти бортового компьютера. Некоторые из них могут быть выведены из памяти достаточно простыми методами. Для устранения неисправностей системы впрыска топлива необходимы специальные знания, измерительные приборы и инструмент. Поэтому рекомендуется подобные работы производить в условиях специализированной мастерской фирмы TOYOTA.
Система впрыска EFI представляет собой электронно-управляемую систему впрыска топлива, в которой впрыск производится, в зависимости от рабочего состояния двигателя, во всасывающий патрубок двигателя непосредственно перед впускными клапанами.
Топливо засасывается из бака электрическим топливным насосом и через топливный фильтр подается в топливную магистраль, а затем к вентилям впрыска. Регулятор давления на магистрали следит за тем, чтобы давление топлива поддерживалось постоянным в зависимости от разряжения воздуха во всасывающем патрубке. Засасываемый воздух очищается воздушным фильтром и подается через всасывающий патрубок в двигатель.
Разрежение во всасывающем трубопроводе зависит от голодания дроссельной заслонки (положение педали газа) и оборотов двигателя.
Разрежение во всасывающем трубопроводе определяется датчиком и вместе с числом оборотов двигателя является исходной информацией для блока управления в количестве всасываемого двигателем воздуха. Датчик разрежения всасываемого воздуха находится на переборке, отделяющей двигательный отсек от салона и связан вакуумной трубкой со всасывающим патрубком. Число оборотов двигателя определяется датчиком Холла, находящимся в распределителе зажигания.
Блок управления зажиганием и система впрыска (ECU) в зависимости от расхода воздуха и числа оборотов определяет длительность впрыска топлива и, таким образом, количество согласно содержащимся в парах блока управления оптимальным характеристикам. При более длительном времени открытия вентиля впрыска впрыскивается большее количество топлива на один оборот коленчатого вала. Блок управления находится в салоне автомобиля в корпусе позади средней консоли.
Дополнительные датчики и элементы системы впрыска служат для определения правильного соотношения воздуха и топлива в смеси.
Потенциометр дроссельной заслонки находится непосредственно на валу заслонки и передает блоку управления информацию о положении дроссельной заслонки. С его помощью, в частности, прекращается подача топлива в двигатель в режиме принудительного холостого хода, когда замкнут контакт холостого хода концевого выключателя и одновременно число оборотов двигателя лежит выше определенного значения.
Регулятор холостого хода (электромагнитный клапан) управляет подачей воздуха в обход дроссельной заслонки. Таким образом стабилизируется число оборотов двигателя в период его прогрева.
Кислородный датчик (лямбда-зонд) измеряет содержание кислорода в отработавших газах и передает соответствующим сигнал в виде напряжения в блок управления. На основании этого блок управления изменяет соотношение компонентов топливо-воздушной смеси таким образом, чтобы обеспечивалось оптимальное дожигание отработавших газов в катализаторе.
Датчик температуры измеряет температуру всасываемого воздуха. Второй датчик температуры измеряет температуру охлаждающей жидкости у головки цилиндров.
У вентиляционного отверстия топливного бака установлен клапан, управляемый в зависимости от рабочего состояния двигателя. Топливные испарения в баке аккумулируются в фильтре с активированным углем и через специальный клапан отводятся к камерам сгорания двигателя. Таким образом повышается экономичность двигателя и исключается попадание вредных испарений в атмосферу.
Внимание: При работе с системой впрыска топлива необходимо соблюдение требований чистоты.