3.0 Подвеска силового блока. Автомобили с бензиновыми двигателями E7J/K7M объемом 1,4 и 1,6 литра:
А - опора подвески Двигателя. Моменты за-тяжки болтов/гаек: 1 - 40 Нм; 2 - 45 Нм
В - опора подвески механической коробки передач. Моменты затяжки болтов/гаек: 3 - 40 Нм; 4 - 45 Нм; 5 - 40 Нм
С - кронштейн (стабилизирующий рычаг). Моменты затяжки болтов/гаек: 6 - 65 Нм; 7 - 75 Нм; 8 - 55 Нм
D - опора подвески автоматической коробки передач. Моменты затяжки болтов/гаек: 9 - 25 Нм; 10 - 75 Нм; 11 -25 Нм; 12 - 40 Нм; 13 - 60 Нм
3.0а Подвеска силового блока. Автомобили с бензиновым двигателем объемом 2,0 литра и дизельным двигателем объемом 1,9 литра:
А - опора подвески двигателя. Моменты затяжки болтов/гаек: 1 - 55 Нм. У двигателей с 16 клапанами - 40 Нм.; 2 - 25 Нм; 3 - болт, 60 Нм; 4 - 75 Нм; 5 - 25 Нм; 6 - гайка. 40 Нм; 7 - 40 Нм
В - кронштейн (стабилизирующий рычаг). Моменты затяжки болтов/гаек: 8 - 35 Нм; 9 - 60 Нм; 10 - 65 Нм; 11 - 60 Нм
С - амортизатор. Автомобили с дизельным двигателем
D - опора с амортизационной подушкой и ограничителем крутильных колебаний. Автомобили с дизельным двигателем. Моменты затяжки болтов/гаек: 12 - 45 Нм; 13 - 40 Нм; 14 - 60 Нм
Е - опора с амортизационной подушкой и ограничителем крутильных колебаний. Автомобили с бензиновым двигателем объемом 2,0 литра. Моменты затяжки болтов/гаек: 15- 45 Нм; 16- 40 Нм; 17- 60 Нм; 18- 20 Нм. У двигателей с 16 клапанами - 30 Нм
Из моторного отсека двигатель демонтируется вместе с коробкой передач методом подъема с помощью тали или крана. Рекомендуется перед демонтажем двигателя ознакомится с положениями главы «Коробка передач - снятие и установка». Выпускной и впускной коллекторы, система впрыска топлива, генератор и стартер при демонтаже двигателя отсоединять необязательно.
Ввиду того, что при снятии силовой установки понадобится разъединять некоторые узлы в нижней части автомобиля, то для этого понадобятся четыре подставочных козлы, а также гаражный домкрат. Перед снятием двигателя крылья следует укрыть одеялами или плотной тканью во избежание повреждений.
В зависимости от года выпуска и комплектации автомобиля прокладка электропроводки или шлангов, низкого давления и системы охлаждения в моторном отсеке может быть отличной от приведенной в настоящем руководстве. Ввиду того, что не представляется возможным привести описание для каждой комплектации, то перед отсоединением каждый шланг или провод следует обозначить с помощью скотча.
Штекеры электрических соединений имеют, как правило, металлические зажимные скобы. Для того, чтобы их разжать, достаточно надавить на их боковые части.
Порядок демонтажа силовой установки приведен на примере автомобиля с кузовом «седан» с бензиновым двигателем К7М с рабочим объемом 1,6 литра.
Принципиально важным при снятии двигателя является отсоединение всех трубопроводов, шлангов и проводов, места соединений которых следует одновременно должным образом обозначить чтобы при установке закрепить на прежнем месте.
Снятие
1. Отсоедините клемму провода массы (-) от аккумулятора. Внимание! При этом из памяти запоминающих устройств удаляются некоторые данные, например, из радиоприемника происходит стирание кода доступа, предотвращающего несанкционированное пользование приемником. Перед тем как отсоединить аккумулятор, следует ознакомиться с указаниями, содержащимися в главе «Снятие и установка аккумулятора».
2. Снимите капот, см. соответствующую главу.
3. Отметьте краской положение передних колес относительно ступицы. Это позволит в последствии установить отбалансированное колесо в прежнее положение.
4. Ослабьте болты крепления колес. При этом колеса автомобиля должны стоять на земле.
5. Установите перед автомобиля на козлы и снимите колеса.
6. Снимите брызговик двигателя, если он установлен.
7. Слейте масло из коробки передач, см. соответствующую главу.
8. Слейте охлаждающую жидкость, см. соответствующую главу.
Левая сторона автомобиля
9. Снимите суппорт с тормозного диска левого переднего колеса и закрепите его проволокой на амортизационной стойке (см. иллюстрацию).
3.9 Снимите суппорт с тормозного диска левого переднего колеса и закрепите его проволокой на амортизационной стойке
10. Выпрессуйте левый наконечник поперечной рулевой тяги из отверстия на поворотном кулаке, см. соответствующую главу.
11. Вывинтите три болта крепления левого приводного вала к коробке передач.
12. Отвинтите гайку 2 и извлеките зажимный болт шаровой опоры (см. иллюстрацию).
3.12 Отвинтите гайку 2 и извлеките зажимный болт шаровой опоры
13. Отсоедините поперечный рычаг от поворотного кулака, подав его вниз. Если палец шаровой опоры сидит плотно и не выходит из отверстия не поддаётся, то его можно высвободить с помощью монтировки, которую следует вставить между днищем и рычагом.
14. Вывинтите два болта 1, которыми закреплена нижняя часть амортизационной стойки на ступице (см. иллюстрацию 3.12).
15. Подайте поворотный кулак во вне. При этом из коробки передач выйдет приводной вал (см. иллюстрацию).
3.15 Подайте поворотный кулак во вне
Внимание! Не подвергайте приводной вал значительному углу наклона и не повредите пыльники ШРУСов.
Правая сторона автомобиля
16. Выбейте распорный штифт с помощью подходящего пробойника (диаметр 3 мм) из правого приводного вала (см. иллюстрацию).
3.16 Выбейте распорный штифте помощью подходящего пробойника из правого приводного вала
17. Отвинтите гайку и извлеките верхний болт, которым закреплена нижняя часть амортизационной стойки. Гайку нижнего болта 3 не отвинчивайте, а только лишь ослабьте её затяжку (см. иллюстрацию).
3.17. Гайку нижнего болта 3 не отвинчивайте, а только лишь ослабьте её затяжку
18. Подайте поворотный кулак во вне. При этом от коробки передач отделится при водной вал, который следует закрепить проволокой или бечевкой за рулевой механизм.
19. Вывинтите болты и отсоедините теплоотражательный щиток выпускного коллектора.
20. Отсоедините приемную трубу и катализатор, см. соответствующую главу.
21. Отсоедините от коробки передач шток вилки переключения передач.
22. Закрепите тросы крана или тали за проушины двигателя и немного приподнимите его (см иллюстрацию).
3.22 Закрепите тросы крана или тали за проушины двигателя и немного приподнимите его
23. Отвинтите гайки 1 крепления опоры двигателя и коробки передач (см. иллюстрацию).
3.23 Отвинтите гайки 1 крепления опоры двигателя и коробки передач
24. Отвинтите гайки 2 стоек стабилизатора поперечной устойчивости (см. иллюстрацию 3.23).
25. Вывинтите болт крепления кронштейна трубопровода гидроусилителя рулевого управления (см. иллюстрацию).
3.25 Вывинтите болт крепления кронштейна трубопровода гидроусилителя рулевого управления
26. Отсоедините от коробки передач, если имеется, вал привода спидометра.
27. Отсоедините на коробке передач штекер выключателя фонарей заднего хода.
28. Демонтируйте воздушный фильтр, см. соответствующую главу.
29. Отсоедините от дроссельной заслонки трос акселератора и отложите его в сторону от места работ, см. соответствующую главу.
30. Отсоедините от коробки передач трос сцепления, см. соответствующую главу.
31. Отсоедините шланги циркуляции охлаждающей жидкости 4,5,6,7,8 (см. иллюстрацию). Для этого разожмите хомуты и сместите их на шланги. Зажимы хомутов можно сжать с помощью газового ключа или же воспользоваться специальным ключом HAZET 798-12.
3.31 Отсоедините шланги циркуляции охлаждающей жидкости 4, 5, 6, 7, 8
32. Вывинтите болты крепления расширительного бачка для охлаждающей жидкости и, не отсоединяя от него шлангов, закрепите бачок на кузове.
33. Отсоедините от впускного коллектора шланг вакуумного усилителя тормозного привода, перерезав зажимной хомут бокорезами. При монтаже вместо зажимного хомута следует ставить затяжной.
32. Автомобили с двигателем E7J объемом 1,4 литра. Демонтируйте радиатор.
33. Автомобили с двигателем E7J объемом 1,4 литра. Снимите блок зажигания, см. соответствующую главу.
34. Отсоедините от датчика давления во впускном коллекторе шланг и штекер. Датчик закреплен на перегородке над бачком для тормозной жидкости.
35. Автомобили с двигателем E7.J объемом 1,4 литра. Обозначьте скотчем все топливопроводы, чтобы впоследствии закрепить их на прежних местах.
36. Отсоедините подающий и возвратный топливные шланги, разжав зажимные хомуты (см. иллюстрацию). Перед отсоединением шлангов подложите ветошь, чтобы собрать вытекающее топливо. Сразу после отсоединения заглушите шланги подходящими пробками или же чистыми болтами подходящего диаметра.
3.36 Отсоедините подающий и возвратный топливные шланги, разжав зажимные хомуты
37. Все автомобили, кроме автомобилей с двигателем E7J объемом 1,4 литра. Отсоедините подающий топливопровод. Для этого сдавите зажим, что высвободит удерживающие выступы А и В. Если съемное приспособление на зажиме отсутствует, то наденьте на зажим специальное приспособление Mot. 1311 -06 и надавите на него (см. иллюстрацию).
3.37 Отсоедините подающий топливопровод, разжав удерживающий зажим
38. Отсоедините провод «массы» (-), которым соединен двигатель с кузовом.
39. Отсоедините шланг электромагнитного клапана адсорбера.
40. Отсоедините штекер кнопочного выключателя гидроусилителя рулевого управления и кондиционера. Выключатель находится под бачком гидроусилителя возле нижнего поперечного рычага.
41. Отсоедините штекер вентилятора обдува радиатора.
42. Отсоедините штекер термовыключателя на радиаторе.
43. Снимите блок реле в моторном отсеке, подав его вверх (см. иллюстрацию).
3.43 Снимите блок реле в моторном отсеке, подав его вверх
44. Отсоедините штекеры реле.
45. Вывинтите болты крепления кронштейна блока управления двигателем и закрепите блок вместе с кронштейном проволокой на двигателе.
46. Отсоедините от клемм стартера провода питания.
47. Высвободите закрепленный на коробке водостока провод питания системы впрыска (см. иллюстрацию).
3.47 Высвободите закрепленный на коробке водостока провод питания системы впрыска
48. Снимите клиновой/поликлиновый ремень, см. соответствующую главу.
49. Снимите ременный шкив с насоса гидроусилителя рулевого управления, см. соответствующую главу
50. Вывинтите болты I и 2 крепления насоса гидроусилителя рулевого управления и компрессора кондиционера и закрепите снятые механизмы на кузове (см. иллюстрацию).
3.50 Вывинтите болты 1 и 2 крепления насоса гидроусилителя рулевого управления и компрессора кондиционера и закрепите снятые механизмы на кузове
Внимание! Систему гидроусилителя и систему циркуляции хладагента кондиционера не вскрывайте. Попадание хладагента на кожу может вызвать её обморожение!
51. Закрепите шланг низкого давления кондиционера на кронштейне воздушного фильтра.
52. Немного приподнимите двигатель, чтобы можно было вывинтить и извлечь три болта стойки стабилизатора поперечной устойчивости, а также опоры коробки передач.
53. Осторожно поднимите силовой блок вверх, ведя его при этом рукой, чтобы не повредить кузов.
Установка
54. Проверьте состояние опор подвески двигателя, шлангов охлаждающей жидкости, а также масляных и топливных и убедитесь, что они не стали пористыми и не потрескались. При необходимости соответствующую деталь замените на новую.
55. Проверьте, если коробка передач отсоединялась от двигателя, толщину фрикционной накладки ведомого диска сцепления. Если накладка имеет значительный износ или же автомобиль имеет большой пробег, то сцепление следует полностью заменить. При наличии шумов, издаваемых выжимным подшипником при нажатии на педаль сцепления, замените подшипник.
56. Почистите выжимной подшипник и шлицы первичного вала, а затем смажьте их молибденовой смазкой MoS2.
57. Убедитесь, что оба центровочных пальца, обеспечивающих правильное соединение двигателя и коробки передач, находятся в своих монтажных отверстиях. При их отсутствии установите пригоночные втулки, см. соответствующую главу.
58. Затяните болты крепления двигателя и коробки передач. При этом болты МIО затягиваются с приложением усилия 45 Нм, а болты М12 - 55 Нм.
59. Осторожно заведите собранный силовой блок в моторный отсек. Опуская блок на опоры, следите за тем, чтобы не повредить кузов.
60. Подтяните гайки опор подвески двигателя и коробки передач. На этом этапе их окончательную затяжку не выполняйте.
61. Добейтесь, чтобы силовой блок стоял на опорах без напряжений. Для этого перед затяжкой болтов и гаек подайте блок со стороны в сторону. Затяжку болтов и гаек выполните с приложением предписанных моментов, указанных в легенде к иллюстрации «Подвеска двигателя и коробки передач».
62. Закрепите стойку стабилизатора поперечной устойчивости на коробке передач с приложением усилия 65 Нм, а на несущей раме - 75 Нм.
63. Затяните гайки опоры подвески коробки передач с приложением усилия 45 Нм.
64. Высвободите шланг низкого давления компрессора кондиционера из крепления воздушного фильтра.
65. Установите на место и закрепите насос гидроусилителя рулевого управления и компрессор кондиционера.
66. Установите на вал насоса гидроусилителя рулевого управления ременный шкив, см. соответствующую главу.
67. Наденьте клиновой/поликлиновый ремень, см. соответствующую главу.
68. Закрепите в зажиме на коробке водостока провод питания системы впрыска.
69. Подсоедините провода к клеммам стартера, см. соответствующую главу.
70. Установите на место блок у правления двигателем, см. соответствующую главу.
71. Подсоедините шланг к электромагнитному клапану адсорбера.
72. Подсоедините многоконтактный штекер блока предохранителей в моторном отсеке.
73. Закрепите в моторном отсеке блок реле.
74. Автомобили с двигателем объемом 1,4 литра. Установите радиатор, см. соответствующую главу.
75. Автомобили с двигателем объемом 1,4 литра. Установите модуль зажигания, см. соответствующую главу.
76. Подсоедините штекер термовыключателя.
77. Подсоедините штекер вентилятора обдува радиатора.
78. Подсоедините штекер нажимного выключателя гидроусилителя рулевого управления и кондиционера.
79. Подсоедините провод «массы» (-) между двигателем и кузовом.
80. Подсоедините штекер и наденьте шланг на датчик давления во впускном коллекторе.
81. Подсоедините шланг вакуумного усилителя тормозного привода в впускному коллектору и закрепите его хомутом.
82. Автомобили с двигателем объемом 1,4 литра (E7J). Подсоедините топливопроводы, руководствуясь обозначениями, сделанными перед их отсоединением, и закрепите хомутами. Не перепутайте при этом подающий и возвратный топливные шланги.
83. Автомобили с двигателем объемом 1,4 литра. Наденьте топливные шланги и зафиксируйте зажимными хомутами.
84. Установите на место и закрепите расширительный бачок для охлаждающей жидкости.
85. Подсоедините шланги охлаждающей жидкости и закрепите их хомутами.
86. Закрепите на коробке передач трос сцепления, см. соответствующую главу.
87. Закрепите на дроссельной заслонке трос акселератора, см. соответствующую главу.
88. Установите на место воздушный фильтр, см. соответствующую главу.
89. Подсоедините штекер выключателя фар заднего хода.
90. Закрепите, если имеется, трос привода спидометра на коробке передач.
91. Привинтите кронштейн трубопровода гидроусилителя рулевого управления.
92. Установите на место на коробке передач шток вилки переключения передач, см. иллюстрацию.
93. Подсоедините к выпускному коллектору приемную трубу и катализатор, см. соответствующую главу.
94. Поставьте на место теплоотражательный щиток перед выпускным коллектором.
95. Установите правый и левый приводные валы.
96. Закрепите нижнюю часть амортизационной стойки на поворотном кулаке, затянув болты с приложением усилия 170 Нм.
97. Установите наконечники поперечных рулевых тяг, см. соответствующую главу.
98. Установите шаровый шарнир поворотного кулака, см. соответствующую главу.
99. Установите на место суппорты тормозных механизмов передних колес.
100. Залейте в систему охлаждающую жидкость и удалите из неё воздух, см. соответствующую главу.
101. Залейте масло в коробку передач, см. соответствующую главу.
102. Проверьте уровень моторного масла и при необходимости пополните его объем, см. соответствующую главу.
103. Установите на место, если имеется, брызговик двигателя.
104. Установите передние колеса в соответствии с нанесенными при снятии метками. Перед этим смажьте центрирующее седло колесного диска на ступице, а также конус колесных болтов тонким слоем смазки для подшипников. Резьбу колесных болтов не смазывайте.
105. Ввинтите колесные болты и опустите автомобиль.
106. Затяните колесные болты, действуя в перекрестном порядке с моментом 90 Нм.
107. Поставьте на место капот, см. соответствующую главу.
108. Подсоедините к отрицательному полюсу аккумулятора клемму провода «массы» (-).
110. Настройте часы.
111. Введите, если необходимо, защитный код в радиоприемник.
Автомобили с двигателем F3R мощностью 113 л.с.
112. Снимите подкрылки с правого и левого крыльев, см. соответствующую главу. НЗСнимите защитную крышку, которой закрыта амортизационная подушка подвески двигателя.
114. Демонтируйте кронштейн блока управления двигателем.
115. Снимите зажимные скобы, которыми закреплен на опоре подвески коробки передач шланг низкого давления кондиционера.
116. Отвинтите гайки и извлеките болты крепления стабилизатора (см. иллюстрацию).
3.116 Отвинтите гайки и извлеките болты крепления стабилизатора
Автомобили с дизельным двигателем
117. Снимите подкрылки с правого и левого крыльев, см. соответствующую главу.
118. Отсоедините штекеры и шланги электромагнитных клапанов увеличения оборотов холостого хода и системы рециркуляции отработавших газов.
119. Отсоедините высотомер.
120. Ослабьте крепление шланга на топливном фильтре и отсоедините шланг.
121. Отсоедините на ТНВД возвратный топливный шланг, идущий к топливному фильтру.
122. Снимите крепежный зажим аккумулятора.
123. Отсоедините от радиатора шланги масляного радиатора. Отверстия шлангов заглушите подходящими пробками и отложите шланги в сторону от места работ (см. иллюстрацию).
3.123 Отсоедините от радиатора шланги масляного радиатора
124. Ослабьте затяжку гайки А. Саму гайку не отвинчивайте (см. иллюстрацию).
3.124 Ослабьте затяжку гайки А
125. Отвинтите гайку В и извлеките болт (см. иллюстрацию 3.124).
126. Отвинтите гайки С, извлеките болты и снимите амортизатор (см. иллюстрацию 3.124).
127. Отвинтите гайки и снимите кронштейн D задней подвески коробки передач (см. иллюстрацию 3.124).
128. Снимите крышку, которой закрыта опорная пластина передней правой амортизационной подушки подвески двигателя (см. иллюстрацию).
3.128 Снимите крышку, которой закрыта опорная пластина передней правой амортизационной подушки подвески двигателя
129. Снимите ограничитель крутильных колебаний с передней правой опоры подвески двигателя.
Внимание! После установки ограничитель крутильных колебаний следует отрегулировать с использованием специального приспособления RENAULT Mot.1289-03.
130. Отсоедините кронштейн подвески коробки передач (см. иллюстрацию).
3.130 Отсоедините кронштейн подвески коробки передач
Регулировка ограничителя крутильных колебаний (автомобили с дизельным двигателем объемом 1,9 литра и с бензиновым двигателем объемом 2,0 литра)
131. Ослабьте затяжку обоих болтов Е, которым закреплен ограничитель на опорной пластине и вставьте в отверстия на пластине приспособление Mot. 1289-03 (см. иллюстрацию).
3.131 Ослабьте затяжку обоих болтов Е, которым закреплен ограничитель на опорной пластине и вставьте в отверстия на пластине приспособление Mot.128S-03. На иллюстрации показан бензиновый двигатель
132. Затяните болты Е с приложением усилия 60 Нм, нс извлекая специальное приспособление.