Схема устройства пуска холодного двигателя
1 - прибор управления устройством предварительного нагрева; 2 - топливный насос высокого давления (ТНВД); 3 - двигатель; 4 - свечи накаливания; 5 - рычаг для нормального и ускоренного х. х.; 6 - микропереключатель полной нагрузки (электрическая цепь на холостом ходу выключена); 7 - электроклапан устройства пуска холодного двигателя; 8 - термопереключатель устройства пуска холодного двигателя; 9 - термоэлемент в системе циркуляции охлаждающей жидкости.
Далее обозначены следующие соединения: «+APC» - переключенный плюс; «TEM» - к контрольной лампе предварительного прогрева; «+dem» - к стартеру; «+bat» - от аккумуляторной батареи; «-bat» - к массе.
Рисунок моторного отсека дизеля отображает план подводки проводов к самым важным элементам устройства предварительного нагрева. Кому не известны отдельные элементы.
Нагрев
При пуске холодного двигателя впрыскиваемое топливо должно воспламеняться в вихревой камере дизеля свечами накаливания. Для этого в вихревую камеру каждого цилиндра вкручена свеча накаливания, которая несколько секунд дополнительно нагревает и зажигает уже сильно нагретый посредством сжатия впускаемый воздух и впрыскиваемое топливо.
Функции устройства предварительного прогрева
С поворотом ключа во вторую позицию в замке зажигания Вы включаете предварительный нагрев. Тем самым Вы даете прибору управления устройством предварительного нагрева (расположен в моторном отсеке слева на передней стенке) команду «начать разогрев двигателя».
Как долго должен длиться нагрев, прибор управления определяет самостоятельно.
Информацию о температуре прибор управления получает через датчик температуры, который регистрирует температуру окружающего воздуха, и после этого определяет продолжительность фаз предварительного и последующего подогрева. Затем прогревание идет самостоятельно в 3 этапа.
1. При включенном «зажигании» свечи накаливания нагреваются до температуры свыше 1000°C. Время предпускового нагрева ограничивается прибором управления в зависимости от температуры наружного воздуха. При температуре наружного воздуха –30°C время предпускового нагрева продолжается около 20 секунд, в то время как при прогретом до рабочей температуре двигателе (80°C) оно равняется нулю.
2. При пуске двигателя температура свечей накаливания понижается, что обуславливается высоким потреблением тока стартером.
3. После того как двигатель запустился, свечи накаливания остаются включенными в фазе последующего нагрева еще около 10 секунд.
4. Если при пуске двигателя температура охлаждающей жидкости была выше 60°C, то термопереключатель в системе циркуляции охлаждающей жидкости выключает электрическую цепь, и последующий прогрев на работающем двигателе не производится.
5. По окончании последующего нагрева свечи накаливания по команде прибора управления поочередно (соответственно, 2 на 2 свечи накаливания) и, в зависимости от температуры наружного воздуха, получают 50% мощности электрического тока, чтобы улучшить качество работы непрогретого двигателя.
Примечание. Рекомендация: если стартер прокручивает двигатель при пуске слишком долго, процесс пуска должен повториться, так как автоматика уже прервала питание свеч накаливания. В этом случае прибор управления устройством предварительного нагрева должен еще раз активизировать свечи накаливания.
Если Вы забудете произвести предварительный нагрев двигателя, стартер будет проворачивать двигатель столько времени, сколько необходимо для предпускового нагрева до тех пор, пока не образуется готовая к воспламенению рабочая смесь. Скопившееся до начала работы двигателя топливо удаляется затем как несгоревшее синее облако дыма.