Слева: для ослабления стопорного болта (3) придерживайте гаечным ключом направляющий болт (2). Затем суппорт дискового колесного тормозного механизма (4) может быть снят с держателя тормозных колодок (1).
Справа: испорченная или небрежно установленная пылезащитная манжета (2) быстро приводит к прикипанию направляющего болта (3) из-за попадания грязной воды и соли. Вследствие этого тормозной суппорт не может свободно передвигаться по направляющему болту, что приводит к преждевременному износу тормозов. Поэтому перед установкой направляющего болта в держатель тормозных колодок, (1) болт необходимо смазать.
После снятия стопора направляющего болта (1) суппорта тормозного механизма (3), снимите суппорт (2) с присоединенным шлангом, что позволит легко демонтировать тормозные колодки. Если снят только нижний стопорный болт, то можно поднять тормозной суппорт, что позволит легко заменить любую колодку.
Накладка тормозной колодки (вместе с ее несущей частью) должна быть не тоньше 6 мм, при толщине менее 6 мм необходимо заменять все 4 тормозные колодки. При этом убедитесь, что тормозные диски не имеют повреждений или глубоких рисок.
Исходя из нашего опыта, лучше всего переместить поршень тормозного цилиндра в корпус с помощью струбцины и вложенной между ними старой тормозной колодки или дощечки.
Перед установкой тормозных колодок необходимо очистить их гнезда (показано стрелками) и нанести немного медной смазки. При этом следите, чтобы смазка не попала на рабочие поверхности тормозных дисков и колодок.
Для удаления излишка тормозной жидкости используйте чистую пипетку или шприц.
1. Приподнимите машину спереди и зафиксируйте.
2. Снимите колеса.
3. Поверните руль, чтобы обеспечить хороший доступ к колодкам.
4. Отсоедините датчик износа тормозных колодок от внутренней тормозной колодки.
5. Тормозная система Bendix (цельные диски тормозного механизма): с помощью тонкой отвертки вытяните стопорную скобу из клина в верхней части тормозного механизма.
6. Отверткой вытолкните клин тормозного суппорта. При этом легко прижмите суппорт тормозного механизма внутрь к натяжной пружине.
7. Вытяните суппорт тормозного механизма наружу, для того чтобы утопить поршень тормозного цилиндра в цилиндр гидравлического тормозного привода и тем самым высвободить тормозные колодки.
8. Вытяните внешнюю и внутреннюю тормозные колодки из гнезд.
9. При необходимости снимите оба стяжных хомута. При этом запомните последовательность работ.
Тормозная система Girling (цельные и вентилируемые тормозные диски): открутите стопорные винты суппорта тормозного механизма. Для этого придерживайте гаечным ключом направляющий болт, чтобы он не проворачивался между держателем тормозной колодки и суппортом дискового колесного тормозного механизма.
Элементы тормозной системы Girling (наверху) и Bendix (внизу)
1 - правая часть суппорта; 2 - штуцер прокладки с пылезащитным колпаком; 3 - левая часть суппорта; 4 - внешняя и внутренняя (с датчиком износа) тормозные колодки; 5 - направляющие болты суппорта со стопорным винтом; 6 - пружина; 7 - клин с пружинным стопором.
1. Снимите суппорт тормозного механизма.
2. Обратите внимание на то, чтобы тормозной шланг не был натянут и перекручен. Подвесьте суппорт тормозного механизма с помощью проволоки в колесной арке.
3. Выньте тормозные колодки из гнезд. При этом пометьте направление установки пружин.
4. Оба типа тормозных систем: утопите поршни в суппорт с помощью струбцины. Чтобы не повредить поршень или уплотнительную манжету между поршнем тормозного цилиндра и струбциной, положите старую тормозную колодку или твердую дощечку.
5. Очистите гнезда тормозных колодок от грязи спиртом (ни в коем случае бензином) и тряпкой.
6. Пригоревшие остатки удалите с помощью отвертки. При этом не повредите пылезащитную манжету поршня тормозного цилиндра.
7. Проверьте цельность пылезащитной манжеты и уплотнительного кольца.
8. Убедитесь в цельности гофрированных уплотнительных манжет обоих направляющих болтов.
9. Перед монтажом убедитесь, что на диске тормозного механизма нет смазки, грязи и царапин.
10. Тормозная система Bendix: установите пружины на тормозные колодки.
11. Установите тормозные колодки в гнезда суппорта. При этом колодку с провода датчика износа устанавливайте с внутренней стороны.
12. Прижмите суппорт к ступице колеса.
13. Вставьте клин и зафиксируйте его предохранительной скобой.
14. Тормозная система Girling: вставьте тормозные колодки в гнезда. При этом убедитесь в том, что колодка с датчиком износа фрикционных накладок была установлена с внутренней стороны и пружины на обеих колодках установлены правильно.
15. Наденьте суппорт дискового колесного тормозного механизма.
16. Установите стопорный болт, используя при этом средство против самопроизвольного откручивания (например, Loctite «Frenbloc»). При сильном износе стопорного болта установите новый!
17. Затяните стопорный винт моментом 35 Н·м.
18. Прижмите суппорт к ступице колеса, обработайте верхний винт жидким средством против самопроизвольного отвинчивания и затяните моментом 35 Н·м.
19. Установите колеса и опустите машину.
20. Нажмите ногой на педаль тормоза несколько раз до упора. Теперь колодки прижаты к диску тормозного механизма, и автомобиль готов к эксплуатации.
Примечание. Рекомендация: с новыми тормозными колодками Вам следует по возможности в течение первых 500 км тормозить очень осторожно. Сильное торможение сразу после установки новых тормозных колодок приводит к пригоранию фрикционных накладок, следствием чего является изменение их структуры. После этого невозможно будет достичь нормального эффекта торможения, так как фрикционные накладки затвердевают — «стекленеют», как говорят специалисты.
Устранение прикипания тормозного суппорта и поршней тормозных цилиндров
Грязь на поверхностях скольжения суппорта и держателя тормозной колодки может привести к закисанию и тяжелому ходу суппорта. Испорченная уплотнительная манжета поршня приводит к тому, что поршень блокируется в тормозном суппорте. Указанные причины приводят к неравномерному торможению.
1. Проверьте, легко ли колодки движутся по своим направляющим, в противном случае: зачистите направляющие отверткой. При этом будьте осторожны, не повредите уплотнительные манжеты поршня.
2. Снимите тормозные колодки.
3. Проверьте подвижность суппорта тормозного механизма и направляющего болта. Зачистите отверткой направляющие.
4. Для того, чтобы направляющие и в дальнейшем сохраняли подвижность, смажьте трущиеся поверхности и клин небольшим количеством медной смазки.
5. Проверьте, легко ли движется поршень.
6. Чтобы поршень тормозного цилиндра не выдвигался слишком далеко в суппорте тормозного механизма, в качестве ограничителя можно использовать струбцину с вложенной дощечкой или старой тормозной колодкой.
7. Попросите помощника осторожно нажать на педаль тормоза. Двигается ли поршень?
8. Если поршень не движется, нажимайте на педаль тормоза до тех пор, пока поршень не начнет двигаться.
9. Верните поршень с помощью струбцины в прежнее положение.
10. Повторяйте этот процесс до тех пор, пока поршень не начнет легко двигаться.
11. Смажьте боковины поршня тормозной пастой ATE.
Снятие суппорта тормозного механизма
Тормозная система Bendix
1. Снимите колесо.
2. Снимите тормозные колодки.
3. Ослабьте болты крепления суппорта и снимите его с корпуса поршня тормозного цилиндра.
4. При монтаже суппорта дискового тормозного механизма затяните оба болта крепления моментом 100 Н·м.
Снятие держателей тормозных колодок
Держатель тормозной колодки (тормозная система Girling) и, соответственно, весь суппорт с цилиндром гидравлического тормозного привода колеса (тормозная система Bendix) закреплен 2 болтами на поворотном кулаке опоры амортизатора.
1. Снимите колесо.
2. Тормозная система Bendix: снимите тормозные колодки.
3. Выкрутите на внутренней стороне тормозного механизма оба болта крепления рулевой поворотной опоры.
4. При необходимости отверните шланг на тормозном цилиндре.
5. Снимите суппорт в сборе с тормозным цилиндром.
6. Для замены тормозного цилиндра необходимо снять тормозной суппорт.
7. При установке суппорта на тормозной цилиндр колеса закрутите оба болта моментом 100 Н·м.
8. Тормозная система Girling: снимите суппорт колесного тормозного механизма и тормозные колодки.
9. Подвяжите суппорт с неснятым тормозным шлангом к амортизационной стойке с помощью проволоки таким образом, чтобы шланг не был натянут или перекручен.
10. Открутите крепежные болты держателя тормозной колодки от рулевой поворотной опоры.
11. Если тормозной шланг требуется снять, то подвяжите шланг таким образом, чтобы отверстие находилось как можно выше, и заткните его, чтобы предотвратить вытекание тормозной жидкости.
12. При установке держателя тормозной колодки вставьте оба стопорных болта в поворотную опору и затяните моментом 35 Нм.
13. Зажмите тормозной шланг маленькой струбциной или зажимом. При этом не повредите тормозной шланг.
14. Открутите тормозной шланг от суппорта.
15. Заткните тормозной шланг заглушкой, чтобы избежать вытекания тормозной жидкости.
16. Обратите внимание на то, чтобы обе опорные поверхности (плотный конус) тормозного шланга
17. и крепежных отверстий тормозного цилиндра не был поврежден или загрязнен, так как тормозной шланг устанавливается без уплотнительного кольца.
18. При монтаже затяните свободно висящий и не перекрученный тормозной шланг с моментом 13 Нм.
19. Поворачивая колеса вправо и влево, проверьте, не трется ли обо что-нибудь тормозной шланг.
20. Прокачайте тормоза.
21. Если тормозной шланг не снимается, то несколько раз нажмите на педаль тормоза, чтобы тормозные колодки правильно установились относительно тормозного диска.
Замена поврежденной уплотнительной манжеты поршня
Поврежденную уплотнительную манжету поршня необходимо заменить для того, чтобы тормозной поршень не потерял подвижности из-за попадания грязи.
1. Снимите суппорт, как это было описано при замене колодок.
2. Попросите помощника осторожно нажать ногой на педаль тормоза, чтобы поршень медленно вышел из тормозного цилиндра. Вставьте между поршнем и корпусом поршня подходящую дощечку, чтобы поршень не вышел полностью из цилиндра и не была повреждена его поверхность.
3. Снимите пылезащитную манжету, а при необходимости также и уплотнение поршня с помощью крючка или маленькой отвертки из канавки поршневого кольца.
4. Чтобы избежать потери тормозной жидкости, открутите и заткните тормозной шланг суппорта.
5. Очистите поршни и внутреннюю поверхность цилиндра спиртом, алкоголем или чистой тормозной жидкостью и проверьте, нет ли царапин на поверхности поршня и внутри цилиндра.
6. Установите новую пылезащитную манжету и уплотнительное кольцо поршня в паз и натяните на поршень.
7. Вставьте поршни в цилиндр и вдвиньте их до упора.
8. Наденьте пылезащитную манжету на корпус цилиндра и обожмите ее равномерно по кругу.
9. После окончания работ прокачайте тормоза, проверьте уровень тормозной жидкости и убедитесь, что тормозная система герметична.
Снятие тормозных дисков
Тормозные диски всегда следует заменять на обоих колесах. Односторонняя замена дисков недопустима.
1. Снимите тормозной суппорт (тормозная система Bendix) и держатель тормозной колодки с тормозным суппортом (тормозная система Girling) и подвесьте к стойке амортизатора таким образом, чтобы тормозной шланг не был перекручен.
2. Открутите оба стопорных винта тормозного диска с крестообразным шлицем. Это легче и удобнее делать ударной отверткой.
3. Если это не удалось, то воспользуйтесь зубчатым съемником.
4. Отметьте положение тормозного диска относительно ступицы колеса для последующей сборки.
5. Снимите тормозной диск со ступицы колеса, ударяя по нему резиновым молотком.
6. Перед тем как установить новый тормозной диск, тщательно очистите опорную поверхность ступицы колеса.