Система зажигания делится на 2 контура: высокого и низкого напряжения.
Контур низкого напряжения (иногда еще называющийся первичным) состоит из аккумулятора, провода, ведущего к выключателю зажигания, провода, ведущего от выключателя зажигания к первичной обмотке катушки, и провода, ведущего от первичной обмотки катушки к контактам прерывателя и конденсатору в трамблере.
Контур высокого напряжения состоит из вторичной обмотки катушки, провода зажигания, ведущего от центра катушки к центру крышки трамблера, бегунка, проводов зажигания, ведущих к свечам, и самих свечей зажигания.
Система зажигания работает следующим образом. Низкое напряжение преобразуется в катушке зажигания в высокое за счет размыкания и замыкания контактов прерывателя в контуре низкого напряжения. Высокое напряжение подается через "уголек" в центре крышки трамблера к бегунку на крышке, и всякий раз, когда бегунок совмещается с одним из четырех электродов, стоящих на крышке трамблера и соединенных с проводами зажигания, размыкание и замыкание контактов прерывателя вызывает наращивание высокого напряжения, приводящее к проскакиванию искры между бегунком и соответствующим электродом. Напряжение по проводу зажигания передается на свечу, между электродами которой проскакивает искра, приводящая к воспламенению смеси, после чего ток уходит на "массу".
Для того, чтобы воспламенение смеси имело место в нужный момент времени по отношению к скорости и нагрузке двигателя, момент зажигания автоматически регулируется.
Угол опережения зажигания контролируется механическим и вакуумным регуляторами. Механический (центробежный) регулятор состоит из двух грузиков, которые за счет центробежной силы расходятся при увеличении скорости вращения валика трамблера и поворачивают кулачок относительно валика трамблера, ускоряя тем самым проскакивание искры. Грузики удерживаются двумя пружинами, и именно от натяжения пружин зависит правильность механической регулировки угла опережения зажигания.
Вакуумный регулятор состоит из мембраны, одна сторона которой соединена тонкой трубкой с карбюратором, а вторая — с пластиной контактного прерывателя. Разрежение в впускном коллекторе и карбюраторе, которое меняется в зависимости от скорости двигателя и степени открытия дроссельной заслонки, вызывает перемещение мембраны, которая соответствующим образом перемещает пластину контактного прерывателя, ускоряя или замедляя проскакивание искры (см. фотографию).
Фотография 1.8. Подсоединение вакуумной трубки трамблера к карбюратору.
Резистор, стоящий на проводе низкого напряжения, ведущем к катушке,удерживает напряжение катушки при нормальном режиме работы на уровне 6 В. Этот резистор шунтируется при включении стартера, чтобы скомпенсировать возникающее при этом падение напряжения аккумулятора.