Проверить зазор между вкладышами и шейками коленчатого вала с помощью калиброванной пластмассовой проволоки.
Тщательно очистить рабочие поверхности вкладышей и соответствующей шейки и положить отрезок пластмассовой проволоки на ее поверхность.
В зависимости от вида проверяемой шейки установить на шейке шатун с крышкой или крышку коренного подшипника и затянуть соответственно гайки или болты крепления. Гайки шатунных болтов затянуть моментом 4,1-4,7 кгс·м, болты крепления крышек коренных подшипников — моментом 10,0-11,5 кгс·м. Не допускать при этом поворота коленчатого вала.
Осторожно снять крышку и по шкале, нанесенной на упаковке, по сплющиванию проволоки, определить величину зазора, который для шатунных шеек составляет 0,03-0,08 мм, для коренных шеек — 0,03-0,06 мм.
Если зазор больше, прошлифовать шейки коленчатого вала под ремонтный размер.
Проверить индикатором свободное осевое перемещение коленчатого вала, которое должно быть в пределах 0,038-0,165 мм, перемещая вал отвертками.
Шатунно-поршневая группа
Поршневой палец запрессован в. верхнюю головку шатуна и свободно вращается в бобышках поршня. Выпрессовка поршневых пальцев производится с помощью пресса.
Сборка шатунно-поршневой группы
Проверить изгиб и скручивание шатуна; допуск параллельности и допуск перекоса осей отверстий головок шатуна на длине 125,4 мм составляют 0,025 мм. Проверить состояние отверстий нижней и верхней головок шатунов, которые не должны иметь следов износа.
Подсобрать поршень с шатуном. При этом стрелка на днище поршня должна быть направлена в сторону привода распределительного вала, а отверстие для прохода масла в нижней головке шатуна должно быть обращено в сторону распределительного вала (см. рисунок).
Ориентировка поршня и шатуна при соединении
Протолкнуть валик «Б» (см. рисунок) с направляющей «А» через поршневой палец и верхнюю головку шатуна.
Установка поршневых пальцев
Установить сборку на опору «В».
Вставить палец в поршень.
С помощью пресса запрессовать палец «Г» в верхнюю головку шатуна с натягом 0,012-0,055 мм до упора в опору «В».
Снять . поршень, собранный с шатуном, и вытащить направляющую «А».
Убедиться в правильности соединения поршня с шатуном.
Примечание. При сборке поршней с шатунами всегда устанавливать новые поршневые пальцы. Использование бывших в эксплуатации пальцев не допускается.
Установка поршневых колец
Смазать моторным маслом канавки на поршне и поршневые кольца и установить кольца на поршень. Кольца устанавливать метками около замков, располагая их как показано на рисунке.
Поршневые кольца устанавливать метками вверх (к днищу поршня)
Ориентировка замков поршневых колец на поршне: А - верхнее компрессионное кольцо; Б - нижнее компрессионное кольцо; В - верхний диск маслосъемного кольца; Г - расширитель; Д - нижний диск маслосъемного кольца; Е - перпендикуляр к оси коленчатого вала; Ж - направление установки поршневого пальца
Блок цилиндров
Проверка
С помощью линейки и набора щупов проверить коробление плоскостей прилегания головки цилиндров и масляного картера, допускаемая неплоскостность поверхностей составляет соответственно 0,05 и 0,546 мм.
Проверить нутромером диаметр цилиндров, как в продольном, так и в поперечном направлениях двигателя. Проверить овальность и конусность зеркал цилиндров, которые не должны превышать 0,025 мм.
Проверить расчетом зазор между шейками распределительного вала и подшипниковыми втулками. Проверить зазор между толкателями клапанов и гнездами в блоке, который должен быть в пределах 0,03-0,05 мм.
Установка коленчатого вала
Предупреждение! Верхние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала имеют смазочную канавку, нижние — нет.
Предупреждение! Вкладыши каждого коренного подшипника подобраны к соответствующей шейке. Вкладыши и шейка маркированы краской. Маркировка коренных шеек нанесена на задней щеке вала данной шейки, за исключением шейки №7 (считая от маховика), которая маркирована меткой на фланце вала (см. таблицу). Запрещается нарушать парность во избежание выхода из строя двигателя.
Установить в гнезда блока цилиндров вкладыши с канавками. Смазать рабочую поверхность вкладышей моторным маслом.
Установить задний полусальник коленчатого вала в канавку блока цилиндров.
Смазать моторным маслом шейки коленчатого вала и уложить его в коренные подшипники.
Подсобрать крышки коренных подшипников с вкладышами и установить крышки на постели блока, направляя стрелки на них в сторону привода распределительного вала. Крышки маркированы цифрами 1-7, считая от привода распределительного вала.
Затянуть болты крепления крышек коренных подшипников моментом 11,0 кгс·м.
Проверить осевой зазор коленчатого вала и убедиться в его свободном вращении.
Проверка осевого зазора коленчатого вала
Установить валик привода масляного насоса, затем масляный насос.
Установка поршней с шатунами
Перевернуть блок цилиндров и смазать моторным маслом зеркала цилиндров.
Вставить вкладыши в шатуны и крышки шатунов.
Проверить расположение замков поршневых колец на поршнях. Смазать моторным маслом поршни и поршневые кольца, сжать кольца подходящей втулкой и вставить поршни с шатунами в цилиндры, ориентируя стрелки на днище поршней в сторону привода распределительного вала.
Маркировка шатунов
Установить шатуны и крышки на шейки коленчатого вала и затянуть гайки шатунных болтов моментом 4,5 кгс·м.
Предупреждение! Вкладыши шатунных подшипников спарены с шатунными шейками и промаркированы цветными метками. Шатунные шейки маркированы краской на задней щеке кривошипа соответствующей шатунной шейки. Маркировка вкладышей шатунных подшипников и шеек двигателя номинального размера должна быть одинаковой.
Маркировка крышек коренных подшипников
Нанести слой герметика на нижнюю плоскость блока цилиндров.
Поставить прокладки и установить масляный картер.
Перевернуть блок цилиндров и вставить распределительный вал через переднюю часть блока, предварительно смазав моторным маслом кулачки вала и подшипниковые втулки.
При установке поршней с шатунами в цилиндры направить стрелку «Б» на днищах поршней в сторону привода распределительного вала
Установить толкатели в гнезда блока цилиндров. Поставить на место штанги коромысел.
Установить головку цилиндров, как описано выше.
Установить цепь привода распределительного вала и отрегулировать механизм газораспределения, как указано выше.
Подбор шеек с вкладышами коренных подшипников
Примечание. Коленчатые валы с коренными шейками с зеленой и красной метками могут устанавливаться только в блоки цилиндров, гнезда под коренные подшипники маркированы желтой меткой.