Примечание: в дополнение к регулярным проверкам тормозную систему следует осматривать каждый раз при замене колес или при сбоях в работе. С точки зрения обеспечения условий безопасности, проверка тормозной системы - наиважнейшая процедура при обслуживании вашего автомобиля.
Симптомы нарушений в работе тормозной системы
1. Колодки дисковых тормозов оборудованы встроенными индикаторами. которые при определенном уровне износа издают высокочастотный визжащий или скрежещущий звук. Как только услышите такой звук, немедленно меняйте колодки, иначе могут быть повреждены тормозные диски.
2. Любой из нижеперечисленных симптомов может сигнализировать о грядущей поломке тормозов:
- автомобиль уводит в одну сторону при нажатии педали тормоза
- тормоза издают визжащий или трущийся звук при их эксплуатации
- ход педали тормоза очень большой
- педаль пульсирует, заметны протечки тормозной жидкости ( обычно с внутренней стороны покрышки или колеса)
Если хотя бы что-то из этих симптомов заметно, немедленно проверьте тормозную систему.
Тормозные трубопроводы и шланги
Примечание: в тормозной системе используются стальные трубопроводы, за исключением гибких шлангов на передних колесах и соединителей с задней осью. Очень важно периодически проверять эти трубопроводы.
3. Установите автомобиль на горизонтальной поверхности и выключите двигатель.
4. Снимите колесные колпаки. Ослабьте, но не снимайте крепежные гайки на всех четырех колесах.
5. Поднимите автомобиль и надежно установите его на домкратных стойках.
6. Снимите колеса (см. "Поддомкрачивание и буксировка").
7. Проверьте все тормозные шланги и трубки на трещины, облезание наружного покрытия, протечки, потертости и вздутия. Проверьте на протечки все резьбовые наконечники и убедитесь в целости крепежных болтов и зажимов тормозных шлангов.
8. При обнаружении повреждений и протечек, их следует немедленно обозначить. Подробная информация по ремонту тормозной системы приведена в главе 9.
Передние тормоза дискового типа
9. Поднимите переднюю часть автомобиля и надежно установите на домкратах. Задействуйте стояночный тормоз и снимите передние колеса.
10. Осмотрите суппорт дискового тормоза и колодки. На каждом суппорте есть внутренняя и внешняя колодки - все их нужно проверить.
11. Толщину накладки определяют визуально, посмотрев в отверстие в суппорте (см. рисунок). Колодки следует заменить, если толщина покровного материала меньше или равна (1/8 дюйма), или если на них заметны продольные полосы во всю длину (см. главу 9). Помните, что покровный материал (накладки), наклепан или присоединен к металлической пластине (колодке) - поэтому толщину металла при замерах не учитывают.
12. Проверьте состояние тормозного диска. Ищите глубокие царапины, зазубрины и обожженные участки (они выглядят как бесцветные или имеют голубой цвет). Заметив повреждение или износ, диск снимают и восстанавливают, либо меняют на новый. Более детально процедуры осмотра и ремонта рассмотрены в главе 9.
Задние барабанные тормоза
13. Проверку толщины тормозных накладок проводят после того, как отогнут резиновую накладку, закрывающую смотровое отверстие (см. рисунок). Полная проверка требует снятия тормозных барабанов, как это описано ниже.
14 Снимите задние тормозные барабаны согласно рекомендациям в главе 9.
Предупреждение! в результате износа тормозных накладок образуется пыль, которая оседает на элементах тормозной системы. Она содержит асбест и вредна для здоровья. Не сдувайте ее струей сжатого воздуха и не вдыхайте ее. Не смывайте пыль бензином или растворителем. Пыль смывают в поддон с помощью спецочистителя тормозной системы. Протерев тормоза дочиста влажной (пропитанной растворителем) ветошью, складывайте ветошь и растворитель в герметичный обозначенный контейнер. По возможности заменяйте детали на асбестонесодержащие.
15. Определите толщину накладки на задней тормозной колодке (см. рисунок) и убедитесь в отсутствие следов загрязнения тормозной жидкостью или смазкой. Если толщина накладки около (1/16 дюйма) - от места крепления или металлической колодки, замените тормозные колодки новыми. Колодки надо менять также если они треснули, залоснились (блестящая поверхность материала) или запачканы тормозной жидкостью или смазкой. Процедура замены описана в главе 9.
16. Проверьте пружины возврата колодок и механизм регулировки, чтобы убедиться что они правильно установлены и в рабочем состоянии. Ослабленные или деформированные пружины, если их не заменить могут вызвать прихватывание и преждевременный износ накладок.
17. Проверьте утечки в колесных цилиндрах осторожно отслаивая резиновые кожухи. Если под кожухом обнаружиться тормозная жидкость, колесный цилиндр надо менять.
18. Проверьте барабаны на наличие трещин, зазубрин, глубоких царапин и отвердевших пятен, которые выглядят как небольшое местное обесцвечивание материала (Подробности по восстановлению поверхности см. в главе 9).
19. Установите тормозные барабаны, руководствуясь рекомендациями из главы 9.
20. Установите колеса, но не опускайте автомобиль.
Стояночный тормоз
Примечание: трос стояночного тормоза и тяга должны периодически проверяться и смазываться. Эти процедуры предохраняют регулятор троса стояночного тормоза и тягу от заедания.
Смазка
21. Затяните стояночный тормоз.
22. Нанесите многофункциональную смазку на тягу стояночного тормоза, регулировочный узел, места соединения и те части троса стояночного тормоза, которые соприкасаются с другими деталями автомобиля (см. рисунок).
23. Отпустите стояночный тормоз и повторите процедуру смазки.
24. Снимите домкратные стойки и опустите автомобиль.
25. Затяните крепежные гайки колес автомобиля.
Проверка
26. Простейший метод проверки стояночного тормоза - это поставить автомобиль на крутой склон, затянув стояночный тормоз и поставив рычаг переключения передач в нейтральное положение. Если тормоз не может предотвратить скатывание автомобиля, отрегулируйте его согласно главе 9.