Примечание. Для проверки натяжения ремня привода навесного оборудования необходимо использовать электронный инструмент SEEM 4122-Т. При отсутствии этого инструмента приблизительное натяжение ремня можно выполнить по описанию, приведенному далее. После такого натяжения ремня необходимо как можно скорее проверить натяжение ремня с использованием электронного инструмента.
1. В зависимости от комплектации на автомобилях с бензиновыми двигателями может быть установлен один или два ремня привода навесного оборудования. Ремни приводят в действие генератор, насос усилителя рулевого управления и компрессор системы кондиционирования воздуха и натяжение их регулируется вручную или автоматическим механизмом натяжения. На автомобилях с двумя ремнями для замены внутреннего ремня необходимо предварительно снять внешний ремень.
2. На всех дизельных двигателях для привода навесного оборудования используется единственный ремень. Регулировка натяжения ремня проводится вручную или автоматическим механизмом натяжения ремня.
Проверка
3. Заблокируйте задние колеса упорами, поднимите переднюю часть автомобиля и закрепите на подставках. Снимите правое переднее колесо.
4. Для доступа к правой стороне двигателя снимите правый пластмассовый подкрылок, который крепится винтами и зажимами (рис. 1.14, 1.15). Для улучшения доступа освободите зажимы крепления шлангов системы охлаждения к арке колеса (рис. 1.16).
Рис. 1.14. Снятие пластмассового зажима крепления подкрылка | Рис. 1.15. Снятие подкрылка из арки колеса |
Рис. 1.16. Расположение зажима крепления шланга системы охлаждения
5. При выключенном двигателе гаечным ключом, проворачивая коленчатый вал, проверьте состояние приводного ремня по всей его длине на наличие трещин, расслоения или повреждений. Проверьте шкивы ремня на наличие зарубок, трещин, деформации и коррозии. Замените поврежденный или изношенный ремень.
6. Если состояние ремня удовлетворительное, на двигателях, где натяжение ремня регулируется вручную, проверьте натяжение приводного ремня так, как описано далее. На двигателях с автоматическим подпружиненным механизмом натяжения проверка натяжения ремня не требуется.
Ремень привода генератора с ручной регулировкой натяжения (бензиновые двигатели)
Снятие
7. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи
8. Ослабьте верхние и нижние болты крепления генератора и, при наличии, болт крепления регулировочной планки,
9. Вращая регулировочный болт, ослабьте натяжение ремня и снимите ремень со шкивов (рис. 1.17).
Рис. 1.17. Вращение регулировочного болта (стрелка) для ослабления натяжения ремня
Установка
10. Наденьте ремень на шкивы и вращая регулировочный болт, устраните начальное провисание ремня.
11. Отрегулируйте натяжение ремня.
Регулировка натяжения
12. Выполните действия, приведенные в пунктах 3 и 4.
13. При отсутствии электронного инструмента натяните ремень так. чтобы при сильном нажатии на центр самой длинной ветви ремня его прогиб составлял 5,0 мм. При использовании электронного инструмента установите датчик инструмента по центру ветви ремня соединяющей шкивы генератора и коленчатого вала.
14. Правильное натяжение приводного ремня будет гарантировать длительную его работу. Недостаточно натянутый ремень будет проскальзывать на шкивах, при этом будет слышен визг Не натягивайте ремень слишком сильно, так как это может привести к преждевременному выходу из строя подшипников генератора.
15. Ослабьте болты крепления генератора так, чтобы можно было только незначительно перемещать генератор и вращайте регулировочный болт до получения требуемого натяжения ремня или появления требуемого значения единиц SEEM на электронном инструменте.
16. Снимите датчик электронного инструмента и проверните коленчатый вал двигателя на 2-3 оборота. Повторно проверьте натяжение ремня и при необходимости откорректируйте его, затем затяните болты крепления генератора. При наличии затяните болт крепления регулировочной планки.
17. Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.
18. Установите на место шланги системы охлаждения и закрепите их зажимами Установите подкрылок, колесо и опустите автомобиль.
Ремень с ручной регулировкой натяжного шкива (бензиновые двигатели)
Снятие
19. Выполните действия, приведенные в пунктах 3 и 4.
20. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи
21. Ослабьте два болта крепления натяжного шкива к двигателю (рис. 1.18, 1.19).
Рис. 1.18. Расположение монтажных (4) и натяжного (5) болтов крепления шкива на моделях с нижним расположением механизма натяжения | Рис. 1.19. Расположение натяжного шкива на моделях с верхним расположением механизма натяжения: 1 - болты крепления кронштейна шкива; 2 - натяжной болт; 3 - натяжной шкив; 4 - шкив коленчатого вала |
22. Вращая натяжной болт, переместите шкив механизма натяжения от ремня до появления достаточного провисания ремня и снимите ремень.
Установка
23. Наденьте ремень на шкивы, при этом убедитесь, что ребра ремня правильно установились в канавках шкивов. Вращая натяжной болт шкива механизма натяжения, устраните начальное провисание ремня. Отрегулируйте натяжение ремня следующим образом.
Регулировка натяжения
24. Выполните действия, приведенные в пунктах 3 и 4.
25. При отсутствии электронного инструмента натяните ремень так, чтобы при сильном нажатии на центр самой длинной ветви ремня его прогиб составлял 5,0 мм При использовании электронного инструмента в зависимости от типа двигателя установите датчик инструмента на ремень следующим образом:
- на двигателях 1,4 и 1,6 л - по центру ветви ремня, соединяющей шкивы коленчатого вала и компрессора системы кондиционирования воздуха или шкива насоса усилителя рулевого управления;
- на двигателях 1,8 и 2,0 л - по центру ветви ремня, соединяющей шкивы насоса усилителя рулевого управления и генератора.
26. Для регулировки натяжения с двумя шкивами механизма натяжения ослабьте болты крепления механизмов натяжения и вращайте натяжной болт до появления требуемого значения единиц SEEM на электронном инструменте. Имейте ввиду, что на двигателях 1,8 л при использовании электронного инструмента значение натяжения должно соответствовать начальному точно установленному значению.
27. Снимите электронный инструмент и затяните болты крепления двух механизмов натяжения. Проверните коленчатый вал на три полных оборота в направлении нормального направления вращения.
28. Если натяжение проводилось без использования электронного инструмента, повторно проверьте натяжение и, при необходимости, откорректируйте его.
29. При использовании электронного инструмента ослабьте болты крепления двух механизмов натяжения и установите датчик инструмента на ремень. Убедитесь, что на инструменте отображается требуемое значение натяжения в единицах SEEM и, при необходимости, вращением натяжного болта откорректируйте его. Имейте ввиду, что на двигателях 1,8 л при использовании электронного инструмента значение натяжения должно соответствовать конечному точно установленному значению.
30. Полностью затяните болты крепления двух механизмов натяжения.
31. Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.
32. Установите на место шланги системы охлаждения и закрепите их зажимами. Установите подкрылок, колесо и опустите автомобиль.
Ремень с автоматической регулировкой натяжного шкива (бензиновые двигатели)
Снятие
33. Выполните действия, приведенные в пунктах 3 и 4.
34. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
35. Где необходимо, выверните винты крепления кожуха шкива насоса усилителя рулевого управления и снимите кожух для доступа к верхней части ремня.
36. Стержнем с концом квадратного сечения 3/8 дюйма, вставленным в отверстие в основание рычага автоматического механизма натяжения, переместите шкив механизма натяжения от ремня. После отвода механизма натяжения от ремня заблокируйте его в этом положении вставив в отверстие шестигранный ключ на 4,0 мм.
37. Выверните два болта и снимите механизм автоматического натяжения с двигателя.
38. Отметьте расположение ремня на шкивах и снимите его.
Установка и регулировка натяжения
39. Наденьте ремень на шкивы, при этом убедитесь, что ребра ремня правильно установились в канавках шкивов.
40. Установите механизм натяжения ремня и надежно закрепите его болтами.
41. Стержнем с концом квадратного сечения нажмите шкив механизма натяжения в сторону от ремня и достаньте ключ, блокирующий рычаг механизма натяжения. Так как шкив механизма натяжения подпружинен, не требуется регулировка натяжения ремня.
42. Установите кожух шкива насоса усилителя рулевого управления и надежно закрепите его винтами.
43. Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи
44. Установите на место шланги системы охлаждения и закрепите их зажимами. Установите подкрылок, колесо и опустите автомобиль.
Ремень привода навесного оборудования на дизельных двигателях XUD автомобилей без системы кондиционирования воздуха
Снятие
45. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи
46. Ослабьте два болта, крепящие узел шкива механизма натяжения к двигателю (рис. 1.20).
Рис. 1.20. Расположение болтов (стрелки), крепящих узел шкива механизма натяжения к дизельному двигателю XUD
47. Вращая натяжной болт в основании узла шкива механизма натяжения, переместите шкив от приводного ремня, в результате чего уменьшится натяжение ремня и его можно будет снять (рис. 1.21).
Рис. 1.21. Вращение натяжного болта в основании узла шкива механизма натяжения для ослабления натяжения приводного ремня на дизельном двигателе XUD 1,9 л автомобиля без системы кондиционирования воздуха
Установка
48. Наденьте ремень на шкивы, при этом убедитесь, что ребра ремня правильно установились в канавках шкивов. Вращая натяжной болт шкива механизма натяжения, устраните начальное провисание ремня. Отрегулируйте натяжение ремня следующим образом.
Регулировка натяжения
49. Выполните действия, приведенные в пунктах 3 и 4.
50. При отсутствии электронного инструмента натяните ремень так, чтобы при сильном нажатии на центр самой длинной ветви ремня его прогиб составлял 5,0 мм. При использовании электронного инструмента установите датчик инструмента на центр ветви ремня, соединяющей шкивы насоса усилителя рулевого управления и генератора.
51. Для регулировки натяжения с двумя ослабленными болтами, крепящими узел шкива механизма натяжения, вращайте натяжной болт до получения требуемого натяжения, определяемого вручную или до достижения требуемого значения единиц SEEM на электронном инструменте. Недостаточно натянутый ремень будет проскальзывать на шкивах, при этом будет слышен визг. Не натягивайте ремень слишком сильно, так как это может привести к преждевременному выходу из строя подшипников генератора.
52. Снимите электронный инструмент и затяните два болта крепления узла шкива механизма натяжения.
53. Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.
54. Установите на место шланги системы охлаждения и закрепите их зажимами. Установите подкрылок, колесо и опустите автомобиль.
Ремень привода навесного оборудования на дизельных двигателях XUD автомобилей с системой кондиционирования воздуха
Снятие
55. Выполните действия, приведенные в пунктах 3 и 4.
56. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
57. Из-под арки колеса ослабьте фиксирующий болт, расположенный в центре эксцентрикового шкива механизма натяжения (рис. 1.22).
Рис. 1.22. Ремень привода навесного оборудования на дизельных двигателях XUD автомобилей с системой кондиционирования воздуха: 1 - квадратное отверстие на 7 мм для установки ключа при отводе эксцентрикового механизма натяжения; 2 - фиксирующий болт эксцентрикового шкива механизма натяжения; 3 - приводной ремень; 4 - эксцентриковый шкив механизма натяжения; 5 - ключ квадратного сечения на 7,0 мм; 6 - рычаг шкива механизма натяжения с отверстием диаметром 8,0 мм
58. Вставьте изогнутый ключ квадратного сечения на 7,0 мм в квадратное отверстие на лицевой стороне эксцентрикового шкива механизма натяжения.
59. Ключом поворачивайте эксцентриковый шкив механизма натяжения, пока отверстие установки в рычаге шкива автоматического механизма натяжения не совместится с отверстием в заднем кронштейне. После совмещения отверстий вставьте соответствующий инструмент (болт или стержень диаметром 8 мм) через отверстия в рычаге и кронштейне.
60. С заблокированным автоматическим механизмом натяжения поверните эксцентриковый шкив механизма натяжения до ослабления натяжения приводного ремня и снимите ремень.
Установка и регулировка натяжения
61. Наденьте ремень на шкивы в следующей последовательности:
- a) шкив компрессора системы кондиционирования воздуха;
- b) шкив коленчатого вала;
- c) шкив автоматического механизма натяжения;
- d) шкив насоса усилителя рулевого управления;
- e) шкив генератора;
- f) шкив эксцентрикового механизма натяжения.
62. Убедитесь, что ребра ремня правила но установились в канавках шкивов.
63. Поверните эксцентриковый шкив механизма натяжения к приводному ремень так, чтобы была снята нагрузка с блокирующего инструмента. Не изменяя положение эксцентрикового шкива механизм натяжения, затяните блокирующий бог крепления шкива требуемым моментом.
64. Снимите блокирующий инструмент рычага автоматического механизма натяжения, затем проверните коленчатый вал двигателя на четыре полных оборота.
65. Вставляя соответствующий инструмент, убедитесь, что отверстие установки в рычаге шкива автоматического механизма натяжения все еще совмещено с отверстием в заднем кронштейне. Если инструмент будет вставляться легко, ослабьте блокирующий болт крепления эксцентрикового шкива механизма натяжения к повторите операцию натяжения ремня.
66. Установите на место шланги системы охлаждения и закрепите их зажима ми. Установите подкрылок, колесо и опустите автомобиль.
67. Подсоедините провод к отрицатель ной клемме аккумуляторной батареи.
Ремень привода навесного оборудования на дизельных двигателях DW 1,9 л автомобилей без системы кондиционирования воздуха
Снятие
68. Отсоедините провод от отрицатель ной клеммы аккумуляторной батареи.
69. Ослабьте болт, крепящий рычаг шкива механизма натяжения к двигателю (рис. 1.23).
Рис. 1.23. Ремень привода навесного оборудования на дизельных двигателях DW 1,9 л автомобилей без системы кондиционирования воздуха: 1 - отверстие для перемещения рычага шкива механизма натяжения; 2 - гайка регулировки натяжения; 3 - рычаг шкива механизма натяжения
70. Работая между насосом усилителе рулевого управления и двигателем, вращайте гайку регулировки натяжения д< полного ослабления натяжения приводного ремня и снимите ремень.
Установка
71. Наденьте ремень на шкивы, при этой убедитесь, что ребра ремня правильно установились в канавках шкивов. Вращая гайку регулировки натяжения, устраните начальное провисание ремня Отрегулируйте натяжение ремня следующим образом.
Регулировка натяжения
72. При отсутствии электронного инструмента натяните ремень так, чтобы пру сильном нажатии на центр самой длинной ветви ремня его прогиб составлял 5,0 мм. При использовании электронного инструмента установите датчик инструмента на центр ветви ремня, соединяющей нижний направляющий ролик и шкив генератора.
73. С ослабленным болтом крепления рычага шкива механизма натяжения вращайте гайку регулировки натяжения до получения требуемого натяжения, определяемого вручную, или до достижения требуемого значения единиц SEEM на электронном инструменте. Имейте в виду, что на этой стадии при использовании электронного инструмента значение натяжения должно соответствовать начальному точно установленному значению.
74. Снимите электронный инструмент и затяните болт крепления рычага шкива механизма натяжения.
75. Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.
76. Если натяжение ремня проводилось с использованием электронного инструмента, пустите двигатель на 10 секунд и выключите его.
77. Установите датчик инструмента на ремень. Убедитесь, что на инструменте отображается требуемое значение натяжения в единицах SEEM, соответствующее конечному точно установленному значению. Если натяжение не соответствует требуемому, ослабьте болт крепления рычага шкива механизма натяжения и, вращая гайку, отрегулируйте натяжение. Затяните болт крепления рычага шкива механизма.
78. Снимите электронный инструмент.
79. Установите на место шланги системы охлаждения и закрепите их зажимами. Установите подкрылок, колесо и опустите автомобиль.
Ремень привода навесного оборудования на дизельных двигателях DW 1,9 л автомобилей с системой кондиционирования воздуха
Примечание. Более поздние двигатели могут быть оборудованы модернизированным узлом механизма натяжения, таким же, как и дизельные двигатели 2,0 л.
Снятие
80. Выполните действия, приведенные в пунктах 3 и 4.
81. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
82. Из-под арки колеса ослабьте фиксирующий болт, расположенный в центре эксцентрикового шкива механизма натяжения (рис. 1.22).
83. Вставьте изогнутый ключ квадратного сечения на 7,0 мм в квадратное отверстие на лицевой стороне эксцентрикового шкива механизма натяжения.
84. Ключом поворачивайте эксцентриковый шкив механизма натяжения, пока отверстие установки в рычаге шкива автоматического механизма натяжения не совместится с отверстием в заднем кронштейне. После совмещения отверстий вставьте соответствующий инструмент (болт или стержень диаметром 8 мм) через отверстия в рычаге и кронштейне.
85. С заблокированным автоматическим механизмом натяжения поверните эксцентриковый шкив механизма натяжения до ослабления натяжения приводного ремня и снимите ремень.
Установка и регулировка натяжения
86. Наденьте ремень на шкивы, при этом убедитесь, что ребра ремня правильно установились в канавках шкивов.
87. Поверните эксцентриковый шкив механизма натяжения к приводному ремню так, чтобы была снята нагрузка с блокирующего инструмента. Не изменяя положение эксцентрикового шкива механизма натяжения, затяните блокирующий болт крепления шкива требуемым моментом.
88. Снимите блокирующий инструмент с рычага автоматического механизма натяжения.
89. Установите на место шланги системы охлаждения и закрепите их зажимами. Установите подкрылок, колесо и опустите автомобиль.
90. Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.
Ремень привода навесного оборудования на дизельных двигателях 2,0 л
Примечание. Следующие операции применимы к двигателям, установленным на автомобилях с и без системы кондиционирования воздуха.
Снятие
91. Выполните действия, приведенные в пунктах 3 и 4.
92. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
93. Используя соответствующий гаечный ключ, установленный на шестигранную стойку, расположенную в центре шкива автоматического механизма натяжения, отведите шкив к задней части автомобиля, в результате чего уменьшится натяжение ремня, и снимите ремень со шкивов (рис. 1.24). Имейте в виду, что для отвода шкива необходимо приложить значительное усилие для растяжения пружины, поэтому желательно использовать удлинитель ключа.
Рис. 1.24. Использование гаечного ключа для отвода шкива автоматического механизма натяжения к задней части автомобиля для ослабления натяжения приводного ремня на дизельном двигателе 2,0 л
Установка и регулировка натяжения
94. Используя соответствующий гаечный ключ, установленный на шестигранную стойку, расположенную в центре шкива автоматического механизма натяжения, отводите шкив к задней части автомобиля, пока отверстие в рычаге шкива не совместится с отверстием в заднем кронштейне, После совмещения отверстий вставьте соответствующий инструмент (болт или стержень диаметром 4 мм) через отверстия в рычаге и кронштейне (рис. 1.25, 1.26). Для облегчения проверки совмещения отверстий желательно использовать небольшое зеркало.
Рис. 1.25. Расположение отверстия в рычаге шкива, которое необходимо совместить с отверстием в заднем кронштейне (дизельный двигатель 2,0 л) | Рис. 1.26. Установка соответствующего инструмента через отверстия в рычаге и заднем кронштейне (дизельный двигатель 2,0 л) |
95. Из-под арки колеса ослабьте фиксирующий болт, расположенный в центре эксцентрикового шкива механизма натяжения (рис. 1.27).
Рис. 1.27. Расположение (стрелка) фиксирующего болта крепления эксцентрикового шкива механизма натяжения
96. Наденьте ремень на шкивы, при этом убедитесь, что ребра ремня правильно установились в канавках шкивов
97. Поверните эксцентриковый шкив механизма натяжения к приводному ремню так, чтобы была снята нагрузка с блокирующего инструмента. Не изменяя положение эксцентрикового шкива механизма натяжения, затяните блокирующий болт крепления шкива требуемым моментом
98. Снимите блокирующий инструмент с рычага автоматического механизма натяжения, затем проверните коленчатый вал двигателя на четыре полных оборота.
99. Вставляя соответствующий инструмент диаметром 2,0 мм, убедитесь, что отверстие установки в рычаге шкива автоматического механизма натяжения все еще совмещено с отверстием в заднем кронштейне. Если инструмент будет вставляться легко, ослабьте блокирующий болт крепления эксцентрикового шкива механизма натяжения и повторите операцию натяжения ремня.
100. Установите на место шланги системы охлаждения и закрепите их зажимами. Установите подкрылок, колесо и опустите автомобиль.
101. Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.