Общая информация
Электрическая система двигателя состоит, главным образом, из систем пуска и заряда. В связи с тем, что функции этих устройств тесно связаны с двигателем, они описываются отдельно от остальных электрических устройств автомобиля, таких как световые приборы, приборная панель и т. д. (которые описаны в Главе 12). Описание системы зажигания бензиновых двигателей дано в Главе 5В, а описание системы подогрева для дизелей - в Главе 5С.
Электрическая система автомобиля 12-вольтовая, с «минусом» на массе.
На всех моделях установлен необслуживаемый или малообслуживаемый аккумулятор, который заряжается от генератора переменного тока с выпрямителем. Генератор приводится во вращение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала.
Стартер двигателя с предварительным зацеплением, которое осуществляется с помощью встроенного электромагнитного тягового реле. При запуске тяговое реле вводит приводную шестерню стартера в зацепление с зубчатым венцом маховика прежде, чем на стартер подается возбуждение. Как только двигатель заработал, муфта свободного хода предотвращает вращение ротора стартера от двигателя, пока ведущая шестерня не выйдет из зацепления с маховиком.
Меры предосторожности
Более подробно об устройстве и обслуживании различных систем будет сказано в соответствующих подразделах этой главы. Хотя в книге приведено описание некоторых ремонтных процедур, обычный способ ремонта - это замена неисправного элемента. Владельцу, не желающему ограничиться простой заменой элементов, рекомендуется приобрести книгу «Электрическая система автомобиля и ее обслуживание».
При работе с электрической системой двигателя необходимо предпринимать меры предосторожности, чтобы не повредить полупроводниковые приборы (диоды и транзисторы) и не причинить вред себе. В дополнение к мерам предосторожности, перечисленным в разделе «Безопасность - прежде всего!», при работе с электрической системой соблюдайте следующие правила.
- Перед началом работы с электрической системой всегда снимайте кольца, часы, и т. д. Даже при отключенном аккумуляторе может произойти разряд какого-нибудь конденсатора через имеющийся у Вас металлический предмет на массу. Это может вызывать шок или тяжелый ожог.
- Не перепутайте клеммы аккумулятора: можно серьезно повредить такие компоненты, как генератор, электронные схемы и другие элементы, в состав которых входят полупроводниковые приборы.
- Если двигатель запускают от внешнего аккумулятора с помощью '‘прикуривателя^, нужно соединять батареи "плюс к плюсу» и "минус к минусу» (см. «Пуск двигателя от постороннего аккумулятора»). Так же нужно подключать к аккумулятору и внешнее зарядное устройство.
- Никогда не отключайте клеммы аккумулятора, генератор, любые провода или контрольное оборудование, если включено зажигание или во время работы двигателя.
- Не позволяйте двигателю вращать генератор, когда генератор не подключен.
- Никогда не проверяйте работу генератора, закорачивая его вывод на массу.
- Никогда не пользуйтесь омметром с ручным генератором для проверки электрических цепей.
- Всегда при работе с электрической системой отключайте отрицательную клемму аккумулятора от массы.
- Перед использованием электросварочного оборудования на автомобиле отсоедините аккумулятор, генератор и компоненты типа блока электронного управления впрыском топлива/зажиганием, чтобы уберечь их от риска повреждения.