Проверка
Стандартные и малообслуживаемые аккумуляторы
1. Если автомобиль имеет небольшой ежегодный пробег, то достаточно каждые три месяца проверять плотность электролита, чтобы определить состояние заряда аккумулятора. Проверьте плотность с помощью ареометра и сравните результаты с приведенной ниже таблицей. Примите во внимание, что плотность измеряется при 15°С; на каждые 10°С ниже 15°С вычитают 0.007. На каждые 10°С выше 15°С добавляют 0.007.
Выше 25°С | Ниже 25°С | |
Полностью заряжен | 1.210...1.230 | 1.270...1.290 |
70% заряда | 1.170...1.190 | 1.230...1.250 |
Разряжен | 1.050...1.070 | 1.110...1.130 |
2. Если состояние аккумулятора вызывает подозрение, сначала проверьте плотность электролита в каждой секции. Разница 0.040 или больше между любыми секциями указывает на потерю электролита или разрушение внутренних пластин.
3. Если разница плотности составляет 0.040 или более, аккумулятор должен быть заменен. Если разница между секциями в пределах нормы, но аккумулятор разряжен, его надо зарядить, как указано ниже в этом параграфе.
Необслуживаемые аккумуляторы
4. Если на автомобиле установлен необслуживаемый аккумулятор, проверка плотности электролита в секциях невозможна. Состояние аккумулятора в этом случае можно проверить только с помощью вольтметра или индикатора состояния аккумулятора.
5. На некоторые модели устанавливается необслуживаемый аккумулятор «Delco» со встроенным индикатором заряда. Индикатор располагается сверху на корпусе аккумулятора, и заряженность последнего можно определить по цвету индикатора. Если индикатор имеет зеленый цвет - аккумулятор хорошо заряжен. Если индикатор темнеет в некоторых случаях до черного, это значит, что требуется зарядка аккумулятора (описана в данном подразделе ниже). Если индикатор становится голубым, это означает, что уровень электролита ниже допустимого предела, и аккумулятор необходимо заменить.
Предостережение: Не пытайтесь заряжать, доливать или запускать двигатель от другого аккумулятора при бесцветном/желтом индикаторе аккумулятора.
6. При проверке аккумулятора с использованием вольтметра, подсоедините вольтметр к клеммам аккумулятора и сравните полученный результат со значениями напряжения, указанными в разделе «Технические данные» под заголовком «Степень заряженности». Результаты проверки будут точны лишь в том случае, если аккумулятор не заряжался в течение предыдущих шести часов. Если дело обстоит не так, включите передние фары на 30 секунд, затем подождите четыре-пять минут, после чего можно начинать проверку аккумулятора. Все электрические потребители при этом должны быть выключены, в частности, проверьте, хорошо ли закрыты двери салона и багажника.
7. Если напряжение, показанное вольтметром, ниже 12.2 В, значит аккумулятор разряжен, напряжение в пределах от 12.2 до 12.4 В означает частично разряженное состояние.
8. Для зарядки аккумулятора снимите его с автомобиля (см. подраздел 4) и зарядите, как описано ниже в этом параграфе.
Зарядка аккумуляторов
На заметку: Описанные ниже действия следует рассматривать лишь как общее руководство; прежде, чем приступать к зарядке, изучите инструкцию изготовителя (обычно прилагаемую к аккумулятору) и следуйте ее рекомендациям, даже если они расходятся с описанными в этой книге.
Обычные и малообслуживаемые аккумуляторы
9. Заряжайте аккумулятор током 3.5...4 ампер до тех пор, пока плотность электролита не перестанет повышаться в течение четырех часов.
10. Как вариант, можно оставить аккумулятор на непрерывный подзаряд током 1.5 ампера на всю ночь - для аккумулятора это совершенно безопасно.
11. Слишком быстрый, форсированный заряд, позволяющий восстановить емкость аккумулятора за 1-2 часа, не рекомендуется, поскольку он может вызывать серьезное повреждение пластин аккумулятора из-за перегрева.
12. При зарядке аккумулятора следите, чтобы температура электролита никогда не превышала 37.8°С.
Необслуживаемые аккумуляторы
13. Аккумулятор этого типа требует значительно больше времени для полной зарядки, чем аккумулятор стандартного типа. Реальное время зависит от степени разряженности и может достигать трех дней.
14. Для зарядки требуется зарядное устройство постоянного напряжения. После подключения его следует настроить на напряжение 13.9...14.9 В при зарядном токе до 25 ампер. Таким способом аккумулятор можно привести в рабочее состояние в течение трех часов, доведя его выходное напряжение до 12.5 В, но это - лишь частично заряженное состояние. Полная зарядка, как указано выше, может потребовать значительно больше времени.
15. Если аккумулятор должен быть заряжен из полностью разряженного состояния (от напряжения на клеммах ниже 12.2 В), рекомендуется поручить эту работу специалисту по аккумуляторным батареям, поскольку в этом случае заряд идет при большом токе и за аккумулятором требуется постоянное наблюдение.