Первым шагом должна быть всегда проверка предохранителя, который защищает соответствующую цепь. Расположение предохранителей указано в перчаточном ящике и на обратной стороне правой облицовки багажника.
Замените перегоревший предохранитель, и после включения соответствующего потребителя проверьте, не перегорает ли предохранитель снова. В этом случае нужно устранить причину перегорания. Чаще всего это бывает короткое замыкание, т.е. где-то соединились провод или контакт подачи положительного напряжения и заземление.
Второй шаг. Если при исправном предохранителе не горит лампа или не вращается электродвигатель, то нужно проверить подачу напряжения.
Проверка ламп
Снимите лампу и проверьте целостность нити накала. Если она перегорела или стеклянная колба неплотно сидит в цоколе, то лампу нужно заменить.
Исправность лампы можно проверить, подключив ее непосредственно к АБ с помощью вспомогательных проводов. При этом полярность ее подсоединения роли не играет. Нужно убедиться, что контакты лампы чистые и на них нет коррозии и, при необходимости, зачистить их и контакты в гнезде. Если лампа не загорается, то ее нужно заменить.
Если лампа в порядке, то нужно вставить ее в гнездо и включить. Если лампа не горит, нужно проверить подачу напряжения с помощью контрольной лампочки. Для этого один из ее проводов подсоедините к качественному заземлению (голому металлу), а другой — к контакту подачи напряжения в патроне. Если контрольная лампа горит, а проверяемая лампа — нет, то нарушено ее соединение с массой. Можно проложить вспомогательный провод к массе.
Если на токоведущем проводе нет напряжения, т.е. контрольная лампа не горит, то нужно проверить выключатель и цепь подачи напряжения.
Проверка электродвигателя
Многие функции в автомобиле выполняются электродвигателями. От электродвигателей работают стеклоподъемники, люк в крыше, центральный замок и т.д. Каждый электродвигатель управляется переключателем.
Проверьте и, при необходимости, замените предохранитель соответствующего двигателя.
Внимание: Электродвигатели стеклоподъемников и люка в крыше, как правило, защищены автоматическими устройствами, которые отключаются при перегрузке, а через некоторое время включаются вновь. При повторном включении нужно устранить причину перегрузки. Ею могут быть лед на стеклах или загрязненные направляющие люка или стекла.
Если предохранитель перегорает снова, то где-то есть короткое замыкание.
Для определения исправности электродвигателя нужно соединить его контакты с помощью вспомогательных проводов (диаметром около 2 мм) напрямую с АБ, соблюдая полярность. Все электродвигатели в автомобиле работают от напряжения 12 В. Если двигатель теперь работает нормально, то неисправность в цепи подачи напряжения. Если двигатель вращается медленно, то могут быть изношены его контактные щетки, которые нужно заменять.
Если двигатель работает, то по схеме нужно определить, какие провода подают к нему напряжение, как работает выключатель и должно ли быть включено зажигание.
Проверьте токоведущий провод двигателя с помощью контрольной лампы с двумя острыми контактами, чтобы при необходимости проткнуть изоляцию проводов. Соединительные контакты электродвигателей обозначены стандартно.
- контакт 32 — соединение с массой;
- контакт 33 — подача положи тельного напряжения.
Двигатели, которые вращаются в двух направлениях, например, двигатели электростеклоподъемников, имеют два контакта для подачи положительного напряжения:
- контакт 33L — для вращения двигателя влево;
- контакт 33R — для вращения двигателя вправо.
Внимание: Электродвигатель стеклоочистителя имеет свои обозначения контактов.
Если напряжения на двигателе нет, то неисправна схема подачи напряжения. В этом случае для поиска неисправности нужно воспользоваться схемами электрооборудования. Из-за высокого потребляемого тока в схему подачи напряжения часто встраиваются реле, проверка которых описана далее. Если в цепи питания все в порядке, проверьте выключатель.
Если есть разрыв провода, то проще установить новый провод, чем искать место разрыва в старом.
Проверка работы переключателей (выключателей)
Большинство электрических потребителей включаются и выключаются выключателями, которые приводятся в действие руками. Вместе с тем есть и выключатели, которые срабатывают автоматически. К ним относятся, например, выключатели контрольных ламп давления масла и уровня тормозной жидкости.
Задача любого выключателя -замыкать и размыкать цепь тока. Некоторые выключатели размыкают цепь соединения с массой, другие — цепь подачи положительного напряжения.
Проверка выключателей ламп и электродвигателей
Снимите выключатель.
Простой выключатель имеет два контакта для проводов, к одному из которых подается напряжение постоянно, а к другому — после срабатывания выключателя. Имеются также выключатели с несколькими контактами (переключатели). Схемы работы таких переключателей, т.е. подачи напряжения к ним, указаны в схемах электрооборудования. При необходимости включите зажигание.
С помощью контрольной лампы проверьте, подается ли к выключателю напряжение. Если оно есть (лампа горит), то выключите выключатель и проверьте, появляется ли напряжение на его выходном контакте. Если оно есть, то выключатель работает нормально.
Если на входном контакте напряжения нет, то есть разрыв в цепи его подачи, который нужно устранить, при необходимости поставив новый провод.
Проверка выключателей-датчиков
К датчикам-выключателям относятся следующие: выключатели контрольных ламп давления масла, уровней тормозной и охлаждающей жидкостей.
Подсоедините омметр к контактам выключателя, отсоединив от них провода.
Внимание: Выключатели, которые вкручены в блок цилиндров, как правило, не имеют про вода для соединения с массой — в этом качестве служит корпус выключателя.
При замкнутом выключателе омметр должен показать близкое к 0 Ом сопротивление.
Работоспособность выключателей контрольных ламп уровня ОЖ и тормозной жидкости проще всего проверить, отсоединив провод от выключателя при включенном зажигании и подсоединив этот провод к массе. Если контрольная лампа на панели приборов загорается, то выключатель неисправен.
Выключатель контрольной лампы давления масла работает по-другому: при неработающем двигателе его контакты замкнуты (контрольная лампа горит), а при достижении определенного давления масла выключатель размыкается.
Проверка реле
Во многих цепях установлены реле. Переключающее реле работает подобно выключателю: когда срабатывает выключатель потребителя тока (включаемый от руки), то реле получает команду подать напряжение к потребителю. Можно, конечно, подать ток к потребителю от АБ непосредственно через выключатель, но для потребителей, потребляющих большой ток, включается реле, чтобы не перегружать выключатель или же обеспечить самый короткий путь подачи напряжения. Кроме таких переключающих реле имеются функциональные реле, к примеру, реле стеклоочистителя/стеклоомывателя.
Проверка переключающего реле
При включении соответствующего потребителя срабатывает реле, т.е. под действием тока управления катушка внутри реле замыкает контакты, через которые проходит основной, «рабочий» ток, который проходит к потребителю.
Проще всего проверить работоспособность реле, заменив его заведомо исправным. У автомобиля не всегда есть запасное реле. Если его нет, то нужно выполнить указанные далее операции. Указанные далее обозначения контактов приведены для серийно устанавливаемых реле.
Выньте реле из его гнезда.
Включите зажигание и соответствующий выключатель.
Проверите вольтметром наличие напряжения на контакте 30 в гнезде реле, подключив его между массой и контактом 30. Если напряжения нет, то проверьте цепь подачи напряжения к нему от АБ и устраните разрыв.
Изготовьте провод-перемычку, зачистив два конца изолированного провода.
Соедините этой перемычкой контакты 30 и 87 (выходной контакт реле). При этом имитируется работа исправного реле. Расположение контактов обычно указано на самом реле или на гнезде реле. Если при установке перемычки срабатывает потребитель, то можно сделать вывод о том, что реле не работает.
Если потребитель не работает, то нужно проверить соединение потребителя с массой. Затем нужно проверить провода, идущие от контакта 87 к потребителю.
Если нужно, замените реле новым.
Внимание: Если неисправность проявляется время от времени, то она, скорее всего, связана с реле. При этом контакт отходит и соединяется случайным образом, и реле тоже срабатывает нерегулярно. Можно постучать по корпусу реле, когда оно не работает. Если реле после постукивания заработает, то оно неисправно и подлежит.
Проверка двигателя стеклоочистителя
Двигатель стеклоочистителя находится в выемке под передним стеклом. Для проверки нужно снять крышку.
Обозначение контактов двигателя:
- контакт 31 — соединение с массой (во всей системе электрооборудования);
- контакт 53 подает напряжение для первой скорости стеклоочистителя;
- контакт 53а подает напряжение для исходного положения стеклоочистителя: на двигателе есть напряжение от скользящего контакта столько, по ка стеклоочиститель находится в не работающем состоянии, т.е. когда водитель выключает стеклоочиститель;
- контакт 53в подает напряжение для второй скорости стеклоочистителя;
- через контакт 53е двигатель стеклоочистителя тормозится при обрат ном ходе после выключения, чтобы рычаги стеклоочистителя не выскочили из исходного положения.
Проверка двигателя стеклоочистителя
Прежде всего, нужно выяснить, что неисправно: двигатель или цепь подачи напряжения. Для этого сделайте следующее:
Отсоедините штекер от двигателя стеклоочистителя.
С помощью двух вспомогательных проводов подсоедините АБ к двигателю стеклоочистителя: положительный провод подсоедините контакту 53 или 53в, отрицательный провод подсоедините к контакту 31. Теперь двигатель стеклоочистителя должен заработать со скоростью 1 или 2. Если это не так, то неисправен двигатель или соответствующая цепь.
Проверка сигнала торможения
Если сигнал торможения не загорается, то нужно проверить предохранитель.
Если предохранитель целый, то проверьте лампы и, при необходимости, замените.
Проверьте выключатель сигнала торможения, для чего снимите крышку над педалями. Снимите штекер с выключателя.
Включите зажигание.
Перемкните контакты в штекере выключателя сигнала торможения коротким вспомогательным проводом. Если сигнал торможения теперь загорится, то неисправен выключатель, и его нужно заменить.
Если не загорается, проверьте фонари.
Проверка обогрева заднего стекла
При включении обогрева заднего стекла область с нагревательными нитями через некоторое время освобождается от запотевания и льда.
При неисправности сначала проверьте предохранитель.
Если предохранитель в порядке, проверьте плотность посадки штекеров слева и справа на заднем стекле, при необходимости очистите коррозию.
Если обогрев заднего стекла по-прежнему не работает, проверьте провода, выключатель и реле.
1 - поврежденная проволока; 2 - клейкая лента; 3 - ремонтируемая область.
Если нагревательные проволочки повреждены, то для восстановления контакта нужно использовать проводящую серебряную пасту. Перед ее нанесением нужно очистить поврежденные участки растворителем или спиртом.
Обклейте поврежденное место с обеих сторон клейкой лентой и нанесите серебряную пасту тонкой кисточкой.
Паста должна сохнуть примерно 24 часа при 25°С Можно воспользоваться феном. При +150°С паста сохнет около 30 минут.
Не включайте обогрев стекла, пока паста полностью не высохнет. Не пользуйтесь для очистки деталей бензином и другими минеральными растворителями.