Ремень привода вспомогательных агрегатов двигателя: 1 - шкив коленчатого вала двигателя; 2 - натяжной ролик; 3 - шкив генератора; 4 - шкив компрессора кондиционера; 5 - ремень привода вспомогательных агрегатов
Если ремень стал проскальзывать на шкивах из-за износа или замасливания, его необходимо заменить.
Замечание. Для проверки натяжения ремней желательно использовать специальный измерительный прибор. Прибор механического типа определяет прикладываемое усилие при определенной величине прогиба ремня, электронный - измеряет частоту колебаний ремня на участке, между шкивами. Следует учитывать, что без таких приборов невозможно точно проверить натяжение ремней привода вспомогательных агрегатов. Имея практический опыт, можно без прибора с удовлетворительной точностью определить, ослаблен или перетянут ремень. При этом точность регулировки натяжения будет зависеть только от навыков исполнителя.
Все работы, связанные с проверкой и обслуживанием ремня привода вспомогательных агрегатов, следует проводить в соответствии с планом технического обслуживания (см. «План технического обслуживания»). Кроме того, ремень необходимо проверить при появлении признаков недостаточного натяжения: сильный визг при резком нажатии на педаль газа или при включении мощных энергопотребителей и кондиционера.
Чтобы восстановить нормальную работоспособность ремня, на который попало масло, можно попробовать обработать его специальным очистителем для приводных ремней. Сильно замасленный ремень следует заменить.
Неисправный натяжитель также необходимо заменить. Оценить состояние подшипника натяжного ролика можно по шуму на работающем двигателе с помощью технического стетоскопа. Такая операция показана при проверке технического состояния двигателя (см. «Двигатель — проверка технического состояния»). Изношенный подшипник будет издавать повышенный шум.
Последовательность выполнения
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы и устанавливаем его на смотровую канаву или эстакаду (см. «Подготовка автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту»). Переключаем коробку передач в нейтральное положение.
2. Снимаем правое переднее колесо (см. «Замена колеса»).
3. Снимаем правый передний подкрылок (см. «Передний подкрылок — снятие и установка»).
4. Ключом на 17 мм вращая коленчатый вал за болт крепления шкива, осматриваем ремень привода вспомогательных агрегатов с двух сторон.
Рекомендация. Ремень необходимо заменить при обнаружении на его внутренней или внешней стороне трещин, порезов, расслоения, выступания корда или отслоения резины.
Замасливание ремня сокращает срок его службы. Течь масла необходимо устранить в кратчайшие сроки, а замасленный ремень заменить.
5. Специальным прибором проверяем натяжение ремня.
Замечание. При отсутствии прибора натяжение ремня можно проверить, надавив на него с усилием 98 Н (10 кгс) точно посередине между шкивом компрессора и шкивом коленчатого вала двигателя. Если трудно оценить усилие, создаваемое рукой, можно воспользоваться бытовым безменом с максимально допустимой нагрузкой 10 кг. Правильно отрегулированный ремень должен прогнуться на 6-8 мм.
Если прогиб ремня не соответствует норме, то регулируем натяжение ремня (см. «Ремень привода вспомогательных агрегатов — замена»). Ослабленный ремень может проскальзывать при увеличении нагрузки на вспомогательном агрегате или при резком повышении частоты вращения коленчатого вала. Проскальзывая, ремень начинает интенсивно изнашиваться. Когда ремень перетянут, сокращается срок его службы и возрастает нагрузка на подшипники вспомогательных агрегатов.
6. По окончании проверки устанавливаем снятые детали в обратной последовательности.