Бензиновый двигатель рабочим объемом 1,6 л (4A-F, 4A-FE)
Снятие
Снять крышку головки цилиндров вместе с прокладкой.
Установить поршень первого цилиндра в ВМТ.
Внимание: Положение коленчатого вала в дальнейшем больше не менять.
Снять зубчатый ремень.
Снять распределитель зажигания.
Снять механический топливный насос головки цилиндров, если он имеется.
Отдать болт крепления колеса распределительного вала, удерживая колесо от проворачивания разводным гаечным ключом например, HAZET 279-15. Снять колесо, при необходимости воспользоваться для этого резиновым молотком.
Внимание: При удерживании распределительного вала от проворачивания не повредить ключом головку цилиндров.
Проверить осевой люфт распределительных валов. Его значение должно находится в пределах: вал впускных клапанов 0,03-0,08 5мм; вал выпускных клапанов 0,03-0,09 мм. Максимально допустимый осев люфт не должен превышать 0,11 мм. Ели осевой люфт превышает указанное значение, то распределительный вал, а возможно и головку цилиндров, необходимо заменить.
Внимание: Так как осевой люфт распределительного вала имеет очень малое значение при разборке вал необходимо держать в горизонтальном положении. Чтобы это обеспечить, необходимо соблюдать указанные ниже условия. Если распределительный вал при разборке перекашивается, то он или головка цилиндров могут быть повреждены.
Провернуть распределительные валы таким образом, чтобы отверстие под вспомогательный болт на зубчатом колесе распределительного вала впускных клапанов заняло положение, показанное на рисунке.
За несколько приемов вывернуть болты крепления крышек подшипников №1 впускного и выпускного распределительного валов. Крышки снять.
Стянуть винтом М6х1,0 длиной 16-20 мм дополнительное зубчатое колесо и шестерню распределительного вала впускных клапанов.
Внимание: При снятии распределительного вала обратить внимание на то, чтобы пружина между шестернями была полностью сжата винтом.
Равномерно отворачивая, в последовательности, указанной на рисунке, снять крышки подшипников.
Внимание: Не применять для снятия распределительного вала силу или какой-либо инструмент. Если распределительный вал не вынимается, то необходимо установить на место последнюю снятую крышку подшипника. (Рис. G-1052, №4) и опять затянуть болты и крепления. Затем, постепенно отворачивая болты, одновременно подтягивать наверх распределительный вал.
Провернуть распределительный вал выпускных клапанов на угол 105° так, чтобы фиксирующий штифт занял положение, показанное на рис. G-1053.
Вывернуть за несколько приемов болты крепления крышек подшипников в последовательности, указанной на рис. G-1052.
Снять крышки подшипников распределительного вала выпускных клапанов и вынуть вал.
Внимание: Нельзя вынимать распределительный вал с применении силы или какого-либо инструмента. Если распределительный вал не вынимается, то необходимо установить на место последнюю снятую крышку подшипника (Рис. G-1052 №4) и затянуть болты ее крепления. Затем, постепенно отворачивая болты, одновременно подтягивать наверх распределительный вал.
Установка
Внимание: Так как осевой люфт распределительного вала имеет очень малое значение,при установке вал необходимо держать горизонтально. Чтобы это обеспечить, необходимо соблюдать указанные ниже условия. Если распределительный вал при установке перекашивается, то он может быть поврежден или может быть повреждена головка цилиндров.
Смазать тонким слоем масла все подшипники распределительного вала.
Установить распределительный вал таким образом, чтобы установочный штифт для центровки колеса распределительного вала занимал положение, показанное на Рис. G-1053.
Нанести герметик N 102 (ET-Nr.08826 00080) или любой другой герметик или силиконовой основе так, как показано на рис. Завернуть от руки болты крепления.
Установить крышки подшипников распределительных валов в соответствии с выбитыми на них номерами стрелками в направлении шестерни и закрепить их от руки болтами.
Крышки подшипников распределительного вала выпускных клапанов замаркированы буквой "Е", крышки подшипников распределительного вала впускных клапанов замаркированы буквой "Т".
Затянуть болты крепления крышек подшипников в два приема динамо-метрическим ключом в последовательности, указанной на рис. со следующими усилиями:
- 1 прием - 10 Нм
- 2 прием - 13 Нм
Установить новый сальник распределительного вала с помощью легких ударов резинового молотка. Специализированные мастерские фирмы TOYOTA используют для этого специальный инструмент SST 09223-46011. Если указанного инструмента в наличии нет, можно использовать трубу с наружным и внутренним диаметрами, равными диаметрам сальника. Предварительно места контактов слегка смазать маслом.
Внимание: Не перекашивать сальник при монтаже.
Установить фиксирующий штифт распределительного вала выпускных клапанов в положение, указанное на рис.
Вставить распределительный вал впускных клапанов таким образом, чтобы шестерни обоих валов вошли в зацепление, а маркировки совпали.
Установить крышки подшипников в соответствии с выбитой на них маркировкой таким образом, чтобы стрелки указывали в сторону шестерни. Завернуть болты вручную.
Крышки, устанавливаемые на подшипники распределительного вала выпускных клапанов, имеют маркировку "Е", крышки распределительного вала впускных клапанов имеют маркировку "Т".
Внимание: не путать крышки подшипников.
Затянуть болты крепления крышек подшипников динамометрическим ключом, соблюдая последовательность, указанную на Рис. G-1056. Затяжка выполняется в два приема.
- 1 прием - усилие затяжки 10 Нм
- 2 прием - усилие затяжки 13 Нм
Вывернуть вспомогательный винт из дополнительной шестерни и основной шестерни.
Установить на место крышки подшипников №1. Закрепить их вручную болтами и затянуть за два приема.
- 1 прием - усилие затяжки 10 Нм
- 2 прием - усилие затяжки 10 Нм
Провернуть распределительный вал на один оборот от ВМТ до ВМТ первого цилиндра. Поршень первого цилиндра находится в ВМТ, если фиксирующий штифт шестерни распределительного вала стоит вертикально над осью распределительного вала.
Проверить, совпадают ли маркировки ВМТ на задних сторонах шестерен. Маркировки, стоящие на передней стороне шестерен, должны стоять вертикально. Если это условие не выполняется, то распредели-тельный вал впускных клапанов необходимо снять и установить заново.
Очистить зубчатое колесо распределительного вала от воды и масла.
Установить колесо таким образом,чтобы штифт совпал с отверстием. Затянуть болт с усилием 60 Нм, удерживая распределительный вал от проворачивания разводным ключом.
Внимание: Следить затем, чтобы не повредить ключом головку цилиндров.
Установить колесо распределительного вала так,чтобы отверстие в колесо находилось вертикально над крепежным болтом.
Надеть зубчатый ремень и натянуть его.
Проверить зазоры клапанов.
Установить крышку головки цилиндров с прокладкой.