Принудительная циркуляция охлаждающей жидкости осуществляется с помощью водяного насоса, привод которого происходит от зубчатого ремня газораспределительного механизма. Водяной насос нагнетает охлаждающую жидкость в достаточно большое количество каналов и шлангов.
Охлаждение нагревшейся жидкости обеспечивает радиатор, имеющий достаточно большую площадь распределения жидкости. Охлаждение жидкости в радиаторе происходит за счет встречного воздуха, обтекающего ребра охлаждения радиатора. При увеличении нагрузки на двигатель и, соответственно, большей теплоотдаче, жидкость дополнительно охлаждается электровентилятором обдува радиатора. На автомобилях с дизельными двигателями, а также укомплектованных кондиционером, устанавливаются два вентилятора. Вентилятор обдува радиатора включается термовыключателем, расположенным на нижней стороне радиатора.
Для того, чтобы охлаждающая жидкость быстро достигала необходимой рабочей температуры, система охлаждения разделена на малый и большой контуры. Включение большого контура циркуляции охлаждающей жидкости осуществляет термостат, представляющий собой термоэлемент, заполненный воском и оснащенный пружиной, обеспечивающей необходимое перемещение пластин клапана, открывая или закрывая тем самым большой контур.
В период прогрева двигателя клапан, управляемый термостатом, закрывает доступ охлаждающей жидкости в радиатор. Перепускной клапан сразу же направляет поток охлаждающей жидкости к водяному насосу, нагнетающему охлаждающую жидкость в рубашку охлаждения двигателя. Циркуляция охлаждающей жидкости в таком контуре способствует быстрому прогреву двигателя.
Как только температура охлаждающей жидкости поднимется до 85-100°С термостат постепенно открывает клапан большого контура, направляя жидкость в радиатор. Происходит смешение холодной жидкости из радиатора с горячей жидкостью от двигателя и только после этого жидкость вновь попадает в рубашку охлаждения двигателя. Таким образом горячий двигатель не подвергается воздействию холодной охлаждающей жидкости.
Для увеличения охлаждающего эффекта по мере нагревания охлаждающей жидкости в системе охлаждения создаётся повышенное давление, достигающее почти 1,0 бар. Это давление обеспечивается соответствующим клапаном в крышке расширительного бачка. Повышенное давление в системе увеличивает точку кипения охлаждающей жидкости. При превышении допустимого уровня давления в системе на крышке расширительного бачка открывается выпускной клапан и излишнее давление сбрасывается.
Со временем антикоррозийный эффект охлаждающей жидкости снижается, поэтому саму жидкость необходимо заменить на новую.
В контур охлаждения автомобилей с дизельными двигателями включен масляный радиатор, устанавливаемый между масляным фильтром и блоком цилиндров. Масляный радиатор соединен с системой охлаждения двумя шлангами. На выпускном патрубке охлаждающей жидкости находится блок подогрева дизельного топлива, что облегчает запуск дизельного двигателя в холодную погоду.
Внимание! Вентилятор обдува радиатора может включиться и при заглушенном двигателе. Особенно это возможно сразу после выключения двигателя. По этой причине необходимо соблюдать осторожность при работе в моторном отсеке вблизи вентилятора.
1.0 Схема системы охлаждения двигателя XU7 объемом 1,8 литра или двигателя XU10J без кондиционера. 1 - пробки вентиляционных отверстий; 2 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 3 - термовыключатель; 4 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 5 - подающий шланг радиатора отопителя; 6 - отводящий шланг радиатора отопителя; 7 - расширительный бачок; 8 - радиатор и вентилятор обдува радиатора; 9 - термостат; 10 - радиатор отопителя
1.0а Контур циркуляции охлаждающей жидкости дизельного двигателя объемом 1,9 л с турбонагнетателем
1.0б Контур циркуляции охлаждающей жидкости автомобиля с двигателем объемом 2,0 л и автоматической коробкой передач. 1 - пробки вентиляционных отверстий; 2 - термовыключатель; 3 - термовыключатель; 4 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 5 - подающий шланг радиатора отопителя; 6 - отводящий шланг радиатора отопителя; 7 - расширительный бачок; 8 - радиатор и вентилятор обдува радиатора; 9 - термостат; 10 - отводящий шланг масляного радиатора; 11 - подающий шланг масляного радиатора; 12 - масляный радиатор; 13 - радиатор отопителя
1.0в Схема системы охлаждения бензинового двигателя объемом 2,0 литра с 16 клапанами. 1 - пробки вентиляционных отверстий; 2 - термовыкпючатель; 3 - термовыключатель; 4 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 5 - радиатор отопителя; 6 - подающий шланг радиатора отопителя; 7 - отводящий шланг радиатора отопителя; 8 - термостат; 9 - масляный радиатор; 10 - радиатор и вентилятор обдува радиатора