Проверка гидравлического блока ABS с помощью тестера
1. Поднимите автомобиль домкратом и установите под него в специально предназначенные места предохранительные стойки, либо установите проверяемые колёса на барабаны тормозного стенда.
Внимание:
- Поверхности барабана тормозного стенда и шины колес автомобиля должны быть сухими.
- При испытании передних тормозов затяните стояночный тормоз на автомобиле.
- При испытании задних тормозов заблокируйте передние колеса.
Разъём жгута проводов электронного блока управления ABS.
Таблица. Проверка на разъёме жгута проводов электронного блока управления ABS.
2. Отпустите рычаг стояночного тормоза и проверьте усилие сопротивления вращению (момент сопротивления) на каждом колесе.
Примечание: при использовании тормозного стенда запишите измеренные значения усилия сопротивления на каждом колесе.
3. Поверните ключ в замке зажигания в положение "OFF" (ВЫКЛ) и подсоедините тестер к диагностическому разъёму.
Внимание: перед подсоединением (или отсоединением) тестера поверните ключ замка зажигания в положение "OFF" (ВЫКЛ).
4. Убедившись в том, что селектор АКПП находится в положении "N", запустите двигатель.
5. С помощью функции "ACTUATOR TEST" принудительно активируйте привод тормоза для каждого колеса.
Примечание:
- Во время проверки будет гореть контрольная лампа ABS, а управление системой ABS будет отключено.
- Проверка исполнительных устройств невозможна, если активирован аварийный режим работы системы ABS.
6. Поверните колесо руками и проверьте изменение усилия торможения при нажатой педали тормоза (сила нажатия достаточна для блокировки колеса).
Примечание: при использовании тормозного стенда нажимайте на педаль тормоза до тех пор, пока усилие торможения не достигнет указанных величин, затем проверьте, уменьшается ли усилие торможения при принудительном включении компонентов гидравлического блока ABS до величин, измеренных в п. 2.
Номинальное значение:
- Переднее колесо — 785 - 981 Н
- Заднее колесо —— 588 - 784 Н
7. Анализ результатов проверки.
а) В нормальном состоянии ослабление тормозного усилия должно происходить через 3 секунды после блокировки колеса (см. рисунок).
б) При проверке по пп. 1 - 2: если при нажатии педали тормоза колесо не блокируется, то произошло засорение либо трубок тормозной системы (п. 1), либо каналов гидравлического блока (п. 2).
в) При проверке по пунктам №03-№4: если усилие торможения не ослабевает, то либо тормозные трубки неправильно подсоединены к гидравлическому блоку, либо электромагнитные клапаны ABS внутри гидравлического блока работают неправильно.
8. После окончания проверки поверните ключ в замке зажигания в положение "OFF" (ВЫКЛ) и отсоедините тестер.
Проверка напряжения сигнала датчика частоты вращения колеса
1. Поднимите автомобиль с помощью подъёмника (вывесите колёса) и отпустите стояночный тормоз.
2. Отсоёдините разъём от электронного блока управления ABS и подсоедините к нему тестовый жгут проводов.
3. Вращая колесо со скоростью приблизительно 0,5 - 1,0 оборот в секунду, измерьте выходное напряжение сигнала на разъёме со стороны жгута проводов с помощью мультиметра или осциллографа (см. таблицу "Выводы электронного блока управления ABS для проверки датчиков").
Таблица. Выводы электронного блока управления ABS для проверки датчиков.
Выходное напряжение при измерении:
- мультиметром — 42 мВ или больше
- осциллографом (амплитуда сигнала) — 120 мВ или больше
5. Если выходное напряжение меньше указанных величин, то причинами неисправности могут быть:
- а) Датчик частоты вращения колеса.
- б) Чрезмерный зазор между полюсным наконечником датчика частоты вращения колеса и ротором датчика частоты вращения.
Проверка формы сигнала датчика частоты вращения колеса с помощью осциллографа
Процедура проверки
Установите рычаг раздаточной коробки в положение "2Н". Запустите двигатель и вращайте задние колёса, включив первую передачу. Передние колеса вращайте вручную, сохраняя постоянную частоту вращения.
Примечание:
- - До подключения осциллографа проверьте наличие контакта в проводах и разъёме датчика.
- - Проверка формы сигнала может быть также выполнена непосредственно на движущемся автомобиле.
- - При небольшой скорости движения величина выходного напряжения будет малой. Соответственно, она будет увеличиваться при увеличении скорости движения.
Параметры, на которые следуем обращать внимание при наблюдении сигнала
1. Если амплитуда колебаний очень мала или равна нулю, то либо неисправный датчик частоты вращения колеса (замените датчик), либо зазор между ротором и полюсным наконечником не соответствует норме (отрегулируйте зазор).
2. Если отклонение амплитуды колебаний слишком сильное (минимальна: амплитуда, равная 100 мВ или более не является неисправностью), то присутствует либо большой эксцентриситет, либо значительное биение ступицы колеса (замените ступицу колеса).
Разъём электронного блока управления ABS.
Таблица. Напряжение на выводах разъёма электронного блока управления ABS.
3. Если присутствуют помехи или искажения формы сигнала, то возможен:
- а) Обрыв цепи в датчике (замените датчик).
- б) Обрыв проводки (исправьте или замените).
- в) Неправильная установка датчика (установите датчик правильно).
- г) Повреждение или поломка зуба ротора датчика (замените ротор).
Примечание: так как проводка датчика частоты вращения колеса перемещается в соответствии с ходом передней или задней подвески, то может появляться отсутствие контакта в цепи (обрыв проводки) при движении по гравийным дорогам, а при движении по дорогам с обычным покрытием датчик частоты вращения колеса будет функционировать нормально. Поэтому при выполнении измерения формы выходного сигнала (напряжения сигнала) датчика имитируйте подобные дорожные условия (неровная дорога) путём покачивания проводки датчика.