Забранный воздух и попадает в радиатор отопителя и там нагревается, или на испаритель кондиционера, где охлаждается, а откуда уже в нагретом или охлажденном состоянии через воздухораспределительные заслонки поступает к дефлекторам в салоне.
Дефлекторы на панели приборов обеспечивают подачу теплого воздуха к переднему стеклу, к находящимся в исходном положении щеткам очистителя стекла. Этим обеспечивается прогрев резиновых лент щеток зимой и удаление с них наледи.
Горячая охлаждающая жидкость постоянно циркулирует в радиаторе отопителя, нагревая его.
Проходящий через радиатор отопителя свежий воздух забирает это тепло и таким образом нагревается.
Температура подаваемого в салон воздуха регулируется за счет пропорционального смешивания горячего и холодного воздуха.
Таким образом функционирование отопителя зависит от температуры воздуха (см. иллюстрацию 10.0). Воздухораспределительные заслонки отопителя приводятся в действие исполнительными электродвигателями или же тросовыми тягами. Для увеличения воздухообмена в салоне автомобиля вентилятор может работать на четырех скоростных режимах.
10.0 Обогрев и вентиляция салона:; 1 - панель выключателей отопителя/кондиционера; 2 - боковой дефлектор; 3 - дефлекторы обдува ветрового стекла; 4 - центральные дефлекторы; 5 - дефлекторы обдува задней части салона
С этой целью каждая ступень вращения электродвигателя вентилятора имеет соответствующее дополнительное сопротивление. При отказе одного из дополнительных сопротивлений плата сопротивлении подлежит замене в комплекте.
Если, например, из-за загрязненности наружного воздуха, необходимо отключить его забор, то в салоне автомобиля может поддерживаться режим рециркуляции воздуха, т.е. будет использоваться только находящийся в салоне воздух.
Внимание! Если в рамках работ на отопителе будут выполнять также работы, касающиеся электрооборудования, то в обязательном порядке отсоединяйте от отрицательного полюсного вывода клемму провода «массы» (-). Работой с электрооборудованием счита ется даже обычное отсоединение провода или соединительной клеммы.
Автомобили А-класса с дизельным двигателем, начиная с 3/01 года, дополнительно комплектуются электрическим подогревателем, представляющим собой нагревательный элемент, который находится в радиаторе отопителя.
При падении температуры воздуха ниже +8°С электрический подогреватель включается автоматически и прогревает воздух в салоне до заданной температуры, а затем отключается.
Кондиционер
Кондиционер функционирует по принципу работы холодильника.
Компрессор 7 (см. иллюстрацию 10.0а) сжимает газообразный, экологически безвредный и не содержащий фреон хладагент R-134A.
10.0а Кондиционер и принцип его работы:; 1 - вентилятор обдува; 2 - испаритель; 3 - дроссельный клапан; 4 - емкость с хладагентом; 5 - вентилятор радиатора охлаждения; 6 - радиатор; 7 - компрессор; а - поток воздуха при движении автомобиля, охлаждающий радиатор; b - горячий воздух; с - неохлажденный воздух, подаваемый вентилятором; d - охлажденный воздух, подаваемый в салон; А - высокое давление (хладагент в газообразном состоянии); В - высокое давление (хладагент в жидком состоянии); С - низкое давление (хладагент в жидком состоянии); D - низкое давление (хладагент в газообразном состоянии)
В результате происходит нагревание хладагента и он поступает в радиатор, где происходит его охлаждение и сжижение.
Через дроссельный клапан 3 хладагент подается в испаритель 2, где образовавшаяся жидкость вновь переходит в газообразное состояние. При этом происходит ее сильное охлаждение, в результате чего охлаждается и воздух, забираемый извне. Одновременно влага, содержащаяся в воздухе, преобразуется в конденсат, который выводится наружу.
Интенсивность охлаждения воздуха зависит от заданной температуры в салоне, а также от скорости вращения вентилятора обдува.
Кондиционер может работать по принципу «Reheat» (повторного нагрева) воздуха.
При температуре атмосферного воздуха свыше +1°С компрессор кондиционера работает, а это значит, что поступающий воздух кондиционер сначала охлаждает, а затем нагревает на испарителе до нужной температуры.
При охлаждении происходит осушение воздуха, что предотвращает запотевание стекол.
По заказу автомобили А-класса могут комплектоваться автоматическим кондиционером.
Предупреждение! Обслуживание и ремонт кондиционера следует поручать только специализированной мастерской.
Предупреждение! Не вскрывайте систему циркуляции хладагента кондиционера. Попада ние охлаждающего средства на кожу вызывает обморожение. При попадании хладагента на кожу необходимо тотчас же в течение как минимум 15 минут промывать кожу холодной водой. Хладагент не имеет цвета, запаха и тяжелее воздуха. При утечке хладагента люди, находящиеся в районе пола, на котором установлен автомобиль, или в помещениях, расположенных ниже места утечки, могут задохнуться.