Снятие
1. Снимите зубчатый ремень, переднюю крышку блока цилиндров, маховик, головку цилиндров и масляный поддон.
2. Снимите заднюю крышку с блока цилиндров и заднее уплотнительное кольцо коленчатого вала.
3. Отверните гайки и снимите крышки шатунов.
4. Выверните болты и снимите крышки коренных подшипников коленчатого вала.
5. Снимите зубчатый ротор датчика угла поворота коленчатого вала.
Внимание! Промаркируйте крышки коренных подшипников коленчатого вала для того, чтобы установить их на свои места и в том же положении.
Проверка
1. Проверьте шейки коренных и шатунных подшипников коленчатого вала на отсутствие износа и выработки. Проверьте смазочные отверстия коленчатого вала на отсутствие засорения.
2. Микрометром измерьте диаметры шеек коленчатого вала в двух диаметрально противоположных направлениях. При наличии выработки или овальности перешлифуйте коленчатый вал. Перешлифовку шеек коленчатого вала проводите только до следующего ремонтного размера.
Диаметр коренных шеек коленчатого вала, мм:
- двигатель 1,3 л: 50
- двигатель 1,1 л: 42
Диаметр шатунных шеек коленчатого вала, мм:
- двигатель 1,3 л: 45
- двигатель 1,1 л: 38
Овальность и конусность шеек коленчатого вала: не более 0,01 мм
Вкладыши коренных и шатунных подшипников
Проверьте шатунные и коренные вкладыши на отсутствие местной коррозии, отслаивания, следов плавления, выработки и других повреждений. При необходимости, замените вкладыши.
Измерение зазора между вкладышами подшипников и шейками коленчатого вала
Для измерения зазора коренных и шатунных подшипников измерьте диаметры шеек коленчатого вала и соответствующие внутренние диаметры подшипников. Величина зазора — это разность между внутренним диаметром подшипника и соответствующим диаметром шейки коленчатого вала.
Номинальные значения зазора на двигателях 1,3 л, мм:
- зазор между вкладышами и коренными шейками № 1, 2,4, 5 коленчатого вала: 0,028–0,046
- зазор между вкладышами и коренной шейкой № 3 коленчатого вала: 0,034–0,52
- зазор между вкладышами и шатунными шейками коленчатого вала: 0,024–0,042
Номинальные значения зазора на двигателях 1,1 л, мм:
- зазор между вкладышами и коренными шейками №1,2, 3, 4, 5 коленчатого вала: 0,020–0,038
- зазор между вкладышами и шатунными шейками коленчатого вала: 0,012–0,041
Измерение зазора коренных и шатунных подшипников с использованием пластикового калиброванного стержня Plastigage
Проверку зазора между вкладышами и шейками коленчатого вала можно проводить с помощью пластикового калиброванного стержня Plastigage.
1. Очистите коренные и шатунные шейки коленчатого вала от смазки, а смазочные отверстия продуйте сжатым воздухом.
2. Установите вкладыши коренных подшипников на блок цилиндров двигателя.
Установите коленчатый вал на вкладыши коренных подшипников в блоке цилиндров. Установите оставшиеся вкладыши коренных подшипников в крышки коренных подшипников коленчатого вала. Расположите отрезки пластикового измерительного стержня Plastigage на шейках коренных подшипников коленчатого вала.
3. В соответствии с маркировкой установите крышки коренных подшипников. В определенной последовательности затяните болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала. Не проворачивайте коленчатый вал двигателя при измерении зазора коренных подшипников коленчатого вала. Выверните болты и снимите крышки коренных подшипников коленчатого вала. Измерительным шаблоном измерьте ширину деформированного пластикового стержня Plastigage и определите величину зазора.
Если зазор превышает предельно допустимое значение, перешлифуйте шейки коленчатого вала и используйте ремонтные вкладыши увеличенного размера.
Масляные уплотнительные кольца
Проверьте передние и задние масляные уплотнительные кольца на отсутствие повреждений или износа рабочих кромок. При наличии любых дефектов замените уплотнительное кольцо.
Ротор датчика угла поворота коленчатого вала
1. Снимите ротор датчика угла поворота коленчатого вала.
2. Проверьте ротор датчика угла поворота коленчатого вала на отсутствие повреждений, трещин и износа.
3. Проверьте зазор между ротором датчика угла поворота коленчатого вала и датчиком угла поворота коленчатого вала.
Зазор между ротором датчика угла поворота коленчатого вала и датчиком угла поворота коленчатого вала: 0,5–1,5 мм.
Примечание.
- 1. Измерьте глубину установки датчика, т.е. расстояние от верхней части зубьев ротора датчика угла поворота коленчатого вала до поверхности блока цилиндров сопрягающейся с плоскостью коробки передач.
- 2. Вычислите разность между длиной датчика угла поворота коленчатого вала и полученным расстоянием.
- 3. Длина датчика равна расстоянию между торцом датчика и внутренней точкой контактной поверхности.
Выбор вкладышей коренных подшипников
1. Проверьте код размера отверстия для коленчатого вала в блоке цилиндров.
Примечание.
- Запишите буквенный код размера отверстия для коленчатого вала в блоке цилиндров.
- Порядок чтения — слева направо, при этом первый код соответствует размеру переднего отверстия в блоке цилиндров.
2. Проверьте код размера диаметра шейки коленчатого вала.
Двигатель 1,3 л
Примечание. Запишите буквенный код размера диаметра шейки коленчатого вала, расположенный на противовесе коленчатого вала.
Порядок чтения — слева направо, при этом первый код соответствует размеру передней шейки коленчатого вала.
Двигатель 1,1 л
Примечание. Запишите буквенный код размера диаметра коренной шейки коленчатого вала, расположенный на места, нанесенные краской в местах показанных на рисунке.
3. По таблице выберите толщину вкладышей коренных подшипников.
Установка
1. Установите верхние вкладыши коренных подшипников на блок цилиндров двигателя. При повторной установке вкладышей установите их на те же места, на которых они находились перед снятием.
2. Перед установкой коленчатого вала нанесите тонкий слой чистого моторного масла на все поверхности скольжения. Установите коленчатый вал на вкладыши коренных подшипников в блоке цилиндров.
3. Установите оставшиеся вкладыши коренных подшипников в крышки коренных подшипников коленчатого вала. В соответствии с маркировкой установите крышки коренных подшипников коленчатого вала, при этом стрелка’ на каждой крышке должна быть направлена к шкиву коленчатого вала. В определенной последовательности за 2 или 3 этапа затяните болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала в следующем порядке: центральную, №2, №4, переднюю и заднюю.
Момент затяжки:
Болты крепления крышек коренных подшипников:
- двигатели 1,3 л: 55–60 Н·м
- двигатели 1,1 л: 50–55 Н·м
Болты крепления крышек шатунов:
- двигатели 1,3 л: 32–35 Н·м
- двигатели 1,1 л: 20–23 Н·м
4. Проверните коленчатый вал и проверьте, что он вращается легко и плавно. Щупом, вставленным между упорным буртиком центрального вкладыша и коленчатым валом, проверьте осевой люфт коленчатого вала.
Осевой люфт коленчатого вала:
- двигатели 1,3 л: 0,05–0,175 мм
- двигатели 1,1 л: 0,05–0,25 мм
5. Смажьте наружную поверхность нового заднего уплотнительного кольца моторным маслом. Специальным инструментом 09231–22000 установите уплот-нительное кольцо до упора в гнездо задней крышки.
6. Установите крышку заднего уплотнительного кольца, прокладку и затяните болты. При установке смажьте рабочие кромки и наружную поверхность уплотнительного кольца чистым моторным маслом.
7. Установите заднюю крышку блока и затяните болты.
8. Установите крышки шатунов.
9. Установите маховик, переднюю крышку, масляный поддон и зубчатый ремень.