Силовой агрегат расположен продольно в моторном отсеке, и его можно вытащить только вверх с помощью соответствующего крана или подъемного устройства.
6-цилиндровые бензиновые двигатели носят обозначение МЗО или М52. Головка блока и блок цилиндров изготовлены из алюминиевого сплава. Этот сплав обеспечивает лучшую теплопроводность и меньший вес по сравнению с обычным чугуном. Благодаря этому улучшаются охлаждение и топливная экономичность. Головка блока цилиндров с 4 клапанами на цилиндр имеет регулируемый распределительный вал для впускных клапанов (обозначение VANOS по спецификации фирмы BMW).
На модели 725tds устанавливается 6-цилиндровый турбодизель М51 с рабочим объемом 2,5 л. Блок цилиндров изготовлен из серого чугуна, головка блока цилиндров - из легкого сплава.
В блоке цилиндров находятся отверстия цилиндров. При сильном износе или царапинах на стенках цилиндров можно отхонинговать цилиндры в мастерской или перешлифовать их. После этого нужно будет установить поршни ремонтного размера.
Головка блока цилиндров на всех двигателях изготовлена по принципу поперечного потока. Это означает, что свежая топливовоздушная смесь поступает к одной стороне головки блока, а выхлопные газы выходят с другой стороны головки. Благодаря использованию такого принципа обеспечивается более быстрый газообмен. В верхней части головки блока цилиндров находится распределительный вал/валы. Дизельный двигатель имеет всего лишь один распредвал. Бензиновые двигатели с 4 клапанами на цилиндр имеют 2 распредвала, один из которых приводит в действие только впускные клапаны, а другой — выпускные клапаны. Также, как и у дизеля, привод распредвалов осуществляется с помощью роликовой цепи. Впускные и выпускные клапаны современных двигателей оснащены необслуживаемыми гидравлическими толкателями. На этих двигателях регулировка клапанных зазоров не производится.
6-цилиндровые двигатели оснащены системой изменения фаз газораспределения на распределитель -ном валу, которая сокращенно называется VANOS. При ее работе распредвал для впускных клапанов в зависимости от числа оборотов двигателя с помощью исполнительного механизма поворачивается относительно звездочки привода, что обеспечивает оптимальные фазы газораспределения. Исполнительное устройство управляется блоком управления двигателя, которое открывает и закрывает масляный нагнетательный клапан.
Для смазки двигателя служит масляный насос, который у 6-цилиндровых бензиновых двигателей находится впереди в масляном поддоне и приводится в действие цепью от коленчатого вала. У дизельного двигателя масляный насос находится в крышке корпуса привода газораспределительного механизма (ГРМ) со стороны коленвала и связан с ним зубчатой передачей. Находящееся в поддоне моторное масло поступает по отверстиям и трубопроводам к подшипникам коленчатого и распределительного валов и в отверстия цилиндров.
Водяной насос находится впереди на блоке цилиндров и его вал при соответствующей температуре соединяется через вязкостную муфту с вентилятором радиатора. Привод водяного насоса осуществляется через поликлиновый ремень, который приводит в действие и генератор. Следует иметь в виду, что система охлаждения круглый год заполняется специальной охлаждающей жидкостью (ОЖ), которая представляет собой водный раствор антифриза, содержащего специальные антикоррозийные добавки.
Для подготовки воспламеняемой бензиново-воздушной смеси служит электронная система зажигания и впрыска, которая обеспечивает долговременные низкие значения токсичности выхлопных газов. Система зажигания с отдельными катушками зажигания не имеет движущихся деталей, поэтому работает без износа. У дизельного двигателя дозировка топлива регулируется с помощью электронного устройства DDE (цифровая электроника дизеля).
Бензиновые двигатели потребляют топливо с октановым числом 95, но с помощью регулировки детонации по цилиндрам допускается использование других сортов бензина. При использовании бензина с октановым числом 98 расход топлива при нормальной эксплуатации снижается, а мощность возрастает. При использовании бензина с октановым числом 91 мощность падает, а расход топлива возрастает.
Основные технические параметры двигателей
Двигатель М30
1 — впускной клапан; 2 — распределитель зажигания; 3 — распределительный вал; 4 — коромысло; 5 — впускной коллектор; 6 — шатун; 7 — коленчатый вал; 8 — поршень; 9 — датчик уровня масла; 10 — генератор; 11 — цепь привода распредвала.
Двигатель М70 (двенадцатицилиндровый двигатель)
Двигатель М52 (четыре клапана на цилиндр)
Двигатель М51 (725tds)
1 — распределительный вал; 2 — гидротолкатель; 3 — клапан; 4 — турбокомпрессор (турбонагнетатель); 5 — термостат; 6 — водяной насос; 7 — масляный насос; 8 — вискомуфта; 9 — поликлиновый ремень; 10 — натяжитель поликлинового ремня; 11 — цепь привода ГРМ; 12 — вакуумный насос; 13 — впускной коллектор.