Применительно к двигателям внутреннего сгорания (ДВС) можно отметить, что в результате общего износа, а также неправильной эксплуатации средняя потеря мощности ДВС составляет 10-15%. Ресурс работы отремонтированного двигателя составляет в среднем 30% нового.
Опыт эксплуатации ДВС показывает, что если не применять специальные защитные смазочные материалы, то поставленные на хранение автомобили изнашиваются быстрее, чем находящиеся в постоянной эксплуатации (типа "такси"). При использовании масел низкого качества коррозионные точки и пятна появляются на гильзах цилиндров, клапанах и других ответственных деталях при гаражном хранении на второй-пятый месяц. Износ на 1000 км пробега для автомобилей длительного хранения оказывается больше в 1,5-2 раза.
Наибольшие потери на трение приходятся на цилиндропоршневую группу ДВС во время запуска и остановок, особенно при эксплуатации автомобилей и тракторов в условиях низких температур.
ДВС являются самыми массовыми потребителями топливносмазочных материалов. Расходы на топливо и масла до капитального ремонта двигателя и стоимость самого двигателя примерно одинаковы.
Важная роль в решении задач по снижению затрат на трение, общий износ и коррозию техники отводится новым прикладным наукам - химмотологии и триботехнике.
Нередко среди водителей, механиков наблюдается скептическое отношение к проблеме рационального применения топливно-смазочных материалов. Весьма небогатый выбор моторных масел порождает "технический нигилизм". Однако при более внимательном отношении к этим вопросам становится очевидно, что именно в условиях, приближающихся к экстремальным, требуется глубокое понимание процессов, происходящих в ДВС, знание основных показателей качества моторных масел, особенности их применения для того, чтобы как можно дольше продлить срок службы двигателей и, таким образом, насколько возможно снизить эксплуатационные расходы.
Особенно эта задача актуальна в условиях роста цен как на нефтепродукты, так и на ДВС и их запасные части.
В сложнейшем комплексе вопросов борьбы с трением, коррозией и износом химмотология имеет свои задачи, значение которых связано с коренным изменением отношения к нефти, топливам и маслам. Это связано также с проблемами в отечественной нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. При повышении качества, стоимости нефтепродуктов и сложности их изготовления количество перерабатываемой нефти практически не увеличивается.
В настоящее время содержание присадок в смазочных маслах достигает 10-15% и более. В некоторых случаях новый тип двигателей невозможно создавать без одновременности разработки соответствующего вида топлива и моторного масла.
Сегодня различают следующие важнейшие свойства моторных масел: вязкостно-температурные, собственно-моющие, диспергирующие, стабилизирующие, антиокислительные, противопенные, противоизносные, противозадирные, антифрикционные, противокоррозионные. На основе теоретических работ последних лет вводятся понятия: демпфирующие, противопиттинговые, способность масел предотвращать коррозионно-механический и водородный износ и т.п. Более того, идет поиск принципиально новых присадок и ингибиторов коррозии и их композиций, уменьшающих все виды износа двигателей.
За счет совершенствования конструкции ДВС и улучшения качества моторных масел можно снизить расход топлива на 10-15%, увеличить ресурс двигателей на 30%, увеличить срок смены масел и снизить их расход в 2-4 раза, сократить ассортимент применяемых масел, уменьшить затраты на ремонт, запасные части.