Мощность двигателей повышают в основном следующими путями - увеличением среднего эффективного давления и частоты вращения коленчатого вала.
У дизелей без наддува среднее эффективное давление составляет 0,6-0,7 МПа, с турбонаддувом - 0,8-1,2 МПа. Частота вращения автотракторных дизельных двигателей достигает 2600 мин-1, а легковых автомобилей - еще больше.
Серьезное влияние на работу масла оказывают температуры деталей двигателя. Интервал температур, при котором приходится работать маслу в двигателях, достаточно широк. В зимних условиях перед пуском температура масла в картере и в узлах трения снижается до минус 30°С и ниже, а при работе в номинальном режиме температура масла в картере достигает 110°С и выше, в подшипниках коленчатого вала 150°С, в зоне поршневых колец 250-300°С. При низких температурах кристаллизуются парафиновые углеводороды и возрастает вязкость масла, что усложняет пуск двигателя.
По мере прогрева и увеличения нагрузки двигателя температура возрастает, особенно в зоне цилиндро-поршневой группы (ЦПГ), где интенсивно идут процессы окисления и полимеризации углеводородов масла и срабатывания присадок. Часть масла выгорает, попадая в зону камеры сгорания. Другая часть не полностью сгоревшего масла и топлива в виде сажи попадает на днище поршня, головку цилиндра, в систему смазки вместе с газами. В итоге образуются углеродистые отложения на деталях двигателя, закоксовываются поршневые кольца, засоряются системы очистки масла. Окисление масла и срабатывание присадок прежде всего зависят от рабочих температур ЦПГ двигателя.
Многочисленные исследования позволили определить основные критерии жесткости условий работы масла в двигателе:
- 1. Тепловая напряженность деталей ЦПГ.
- 2. Удельный объем масла в смазочной системе.
- 3. Давление наддува.
- 4. Способ охлаждения двигателя.
- 5. Содержание серы в топливе.
- 6. Периодичность замены масла.
- 7. Техническое состояние двигателя.