Классификация разделяет моторные масла на 10 классов, отличающихся по вязкостно-температурным характеристикам. Вязкость масел при низкой температуре определяется на приборе CCS (Колд Крэнпинг Симулейтор), обеспечивающим возможность измерения высоких значений градиента скорости сдвига; это позволяет имитировать на приборе CCS холодный пуск двигателя.
Прокачиваемость моторных масел характеризует поступление масла через приемный патрубок к масляному насосу. Для оценки этого показателя используется миниротационный вискозиметр или модифицированный вискозиметр Брукфильда. Особенностью последней зарубежной классификации масел является то, что вязкость масел различных классов при низкой температуре определяется с интервалом 5°С, что весьма удобно для потребителей, когда важно знать температуру, при которой масло начинает терять работоспособность.
Прямое сравнение характеристики по классификации SAE I 300е и ГОСТ 17479.1-85 затруднительно в связи с существенным различием в методиках оценки вязкости при низкой температуре.
Таблица 4. Классификация моторных масел по вязкости (SAE I 300е)
Класс по SAE | Вязкость МПа с, не более | Предельная температура прокачиваемости°C, не выше | Кинематическая вязкость при 100°C, мм2/с | |
не менее | не более | |||
0W | 3250 при -30°С | -35 | 3.8 | - |
5W | 3500 при-25°С | -30 | 3.8 | - |
10W | 3500 при -20°С | -25 | 4.1 | - |
15W | 3500 при -15°С | -20 | 5.6 | - |
20W | 4500 при -10°С | -15 | 5.6 | - |
25W | 6000 при -5°С | -10 | 9.3 | - |
20 | - | - | 5.6 | 9.3 |
30 | - | - | 9.3 | 12.5 |
40 | - | - | 12.5 | 16.3 |
50 | - | - | 16.3 | 21.9 |
Принятая во многих странах классификация API (Американского нефтяного института) связывает эксплуатационные свойства масел с условиями работы двигателей (табл. 5). Условия применения масел обозначаются двумя буквами: первая определяет тип двигателя (S - бензиновый, С - дизель), вторая (A,B,C,D,E,F,G) -уровень эксплуатационных свойств моторных масел.
Таблица 5. Классификация условий применения масла (АРI) 1980 г.
Обозначение | Условия применения масла | Характеристика масла |
Дизели | ||
СА | Двигатели, работающие в легких условиях эксплуатации на высококачественном топливе | Обладает моющими, противокоррозионными и противоизносными свойствами, необходимыми для обеспечения работы бензиновых двигателей и дизелей без наддува, эксплуатируемых на малосернистом топливе (масла по спецификации MIL-L-21C4A) |
СВ | Двигатели без наддува, работающие в условиях эксплуатации средней напряженности на топливе с повышенным содержанием серы | Обладает моющими, противоиз* носными и противокоррозионными свойствами, необходимыми для обеспечения работы дизэлей без наддува, эксплуатируемых на сернистом топливе (масла по спецификации M1L-L-2104A, Сапплемент 1). |
СС | Двигатели с умеренным наддувом, работающие в тяжелых условиях эксплуатации | Обладает моющими и противокоррозионными свойствами, а также способностью предотвращать образование низкотемпературных отложений и ржавление деталей двигателей (масла по спецификации MIL-L-2104B). |
CD | Двигатели с наддувом, работающие в тяжелых условиях эксплуатации и на топливе с повышенным содержанием серы | Обладает противокоррозионными, высокими моющими и противоизносными свойствами, необходимыми для обеспечения работы дизелей с наддувом, эксплуатируемых на сернистом топливе (масла по спецификации MIL-L-45199В, серии 3) |
Бензиновые двигатели | ||
SA | Двигатели, работающие в очень легких условиях эксплуатации | Без присадки или с добавкой депрессорной и противопенной присадок |
SB | Двигатели, работающие в легких условиях эксплуатации | Обладает антиокислительными, противокоррозионными и противозадирными свойствами, необходимыми для обеспечения работы двигателей старой конструкции |
SC | Двигатели, работающие в условиях эксплуатации средней напряженности | Обладает моющими, противокоррозионными свойствами, а также способностью предотвращать образование низкотемпературных отложений и ржавление деталей двигателей, выпущенных в 1964-1967 гг. |
SD | Двигатели, предъявляющие повышенные требования к качеству масла, работающие в условиях эксплуатации средней напряженности | Обладает повышенными моющими, противоизносными и противокоррозионными свойствами, а также повышенной способностью предотвращать образование низкотемпературных отложений и ржавление деталей двигателей, выпущенных в 1968-1971 гт. |
SE | Двигатели, предъявляющие высокие требования к качеству масла, работающие в условиях эксплуатации средней напряженности | Обладает высокими антиокислительными, моющими, противоизносными и противокоррозионными свойствами, а также высокой способностью предотвращать образование низкотемпературных отложений и ржавление деталей двигателей, выпущенных в 1972-1979 гг. |
SF | Двигатели, предъявляющие особенно высокие требования к качеству масла, работающие в условиях эксплуатации средней напряженности | Обладает особенно высокими антиокислительными и противоизносными свойствами, высокими моющими и противокоррозионными свойствами, а также высокой способностью предотвращать образование низкотемпературных отложений и ржавление деталей двигателей, выпущенных начиная с 1930 г. |