Особое значение для предотвращения коррозии имеет мойка автомобиля. Современные автоматизированные моечные установки не всегда, к сожалению, обеспечивают качественную очистку низа автомобиля, а тем более многочисленных «карманов» и скрытых сечений. Поэтому автолюбителям необходимо периодически мыть автомобиль, учитывая следующие рекомендации:
- промывать днище автомобиля и колесные ниши необходимо водой с помощью шланга, причем особенно тщательно (под давлением) скрытые полости;
- наружные поверхности кузова мыть с использованием моющих средств, обращая особое внимание и а пороги и кромки крыльев;
- при мойке салона автомобиля необходимо одновременно сушить коврики;
- при вторичной мойке днища кузова внимательно осматривать состояние защитного покрытия.
Особое внимание уделять труднодоступным местам, так как именно там в большинстве случаев начинается коррозионный процесс.
Обязательно проверять состояние всех дренажных отверстий н прочищать их.
После мойки требуется сушка — полное удаление влаги с внешней поверхности кузова и из скрытых полостей.
Просушив автомобиль, необходимо проконтролировать состояние лакокрасочного и защитного покрытий. При обнаружении даже незначительного повреждения лакокрасочного покрытия требуется, зачистив поврежденное место Мелкой наждачной шкуркой, нанести по одному слою грунта и эмали. Все следы ржавчины и отслоившиеся части старого покрытия удаляют металлической щеткой. Дополнительно, для удаления продуктов коррозии используются преобразователи ржавчины.
Последние взаимодействуют с продуктами коррозии с образованием стабильных соединений, которые образуют инертный или даже защитный слой на поверхности металла. Образующаяся на поверхности пленка служит подслоем-грунтом для последующего защитного покрытия. Отечественной промышленностью выпускаются следующие материалы для преобразования продуктов коррозии на днище и крыльях автомобиля: «Автопреобразователь ржавчины», «Автопреобразователь-1 ржавчины», «Автопреобразователь ржавчины лигнинный», Буванол, грунтовки-преобразователи ВА-01-12, ВА-01-ГИСИ.
«Автопреобразователь ржавчины» (ТУ 6-15-648—75) — продукт взаимодействия ортофосфорной кислоты и цинковой пыли. Неогнеопасен, малотоксичен. «Автопреобразователь-1 ржавчины» (ТУ 6-15-572—73) — продукт взаимодействия ортофосфорной кислоты с окисью цинка и хроматом натрия. Неогнеопасен, нетоксичен. По внешнему виду — прозрачная жидкость от оранжевого до оранжево-зеленого цвета. Эти преобразователи ржавчины наносят на обезжиренную поверхность при помощи жесткой кисти. Следует учитывать, что оба средства преобразуют слой ржавчины толщиной до 100 мкм. Спустя сутки увлажняют поверхность водой; через 4—6 сут преобразованная поверхность готова для нанесения защитного покрытия.
«Автопреобразователь ржавчины лигнинный» (ТУ 6-14-913—75)—смесь, состоящая из аминолигнина (органического соединения ароматического ряда с амидными и аминными группами, являющегося комплексообразователем), ортофосфорной кислоты, эмульгатора, коагулятора и воды. Средство неогнеопасно и нетоксично. По внешнему виду — маслянистая мазеобразная жидкость темно-коричневого цвета с запахом фруктовой эссенции. Обладает тиксотропными свойствами, легко удерживается на потолочных и вертикальных поверхностях. Перед нанесением лингнинного преобразователя поверхность должна быть очищена от масляных пятен, грязи, рыхлой и пластовой ржавчины. Допускается нанесение преобразователя на влажную поверхность. Средство наносят кистью, валиком или краскораспылителем гонким, сплошным, равномерным слоем без пропусков и подтеков на ржавчину толщиной до 150 мкм. Поверхность металла после обработки должна быть от серого до темно-коричневого цвета без вздутий и шелушения.
Через 16—20 ч выдержки при нормальной температуре преобразованная поверхность готова без дополнительной обработки для нанесения защитного покрытия. Расход препарата составляет 120—150 г/м2.
Грунтовка ВА-01-12 (ТУ 6-10-1234—71) представляет собой двухкомпонентный препарат: суспензия пигментов пластифицированной поливинилацетатной эмульсии и кислотный разбавитель (раствор ортофосфорной кислоты). Грунтовка ВА-01-ГИСИ (ТУ 81-05-121—71) представляет собой водную систему, основными компонентами которой являются поливинилацетатная эмульсия, ортофосфорная кислота, желтая и красная кровяные соли, поверхностно-активные добавки.
Обе грунтовки рекомендуются для обработки поверхности, покрытой продуктами коррозии толщиной до 100 мкм (предварительно снимается рыхлая и пластовая ржавчина). После добавления разбавителя в грунтовки ими можно пользоваться в течение 24 ч. До рабочей вязкости грунта разбавляются водой и могут наноситься кистью или пульверизатором. Продолжительность высыхания при нормальной (20°С) температуре 24 ч, при 80°С — 30 мин.
При работе с преобразователями ржавчины нужно строго соблюдать правила их применения. Если не снимать толстые пласты рыхлой ржавчины, то преобразователи проникнут только в наружные слои, а под слоем преобразованных продуктов процесс коррозии будет беспрепятственно развиваются вглубь. Необходимо строго выдерживать время преобразования, иначе непрореагировавшая кислота сама станет источником коррозии.