В первую группу входят жидкости на спирто-касторовой основе (отечественные жидкости АСК, БСК, ЭКС п др.) Эти жидкости еще недавно были наиболее распространенными, но их недостатки (плохие низкотемпературные свойства, несовместимость с водой, низкая температура кипения) заставили искать новые жидкости с более высокими эксплуатационными свойствами.
Вторую группу составляют современные жидкости (отечественные жидкости «Нева», ГТЖ-22) на основе гликолей, полигликолей, гликольных эфиров и т. п. Многие из этих жидкостей обладают хорошими свойствами и удовлетворяют современным и перспективным требованиям к тормозным жидкостям.
В третью группу входят жидкости на нефтяной основе. Узкие нефтяные фракции после хорошей очистки удовлетворяют многим требованиям к тормозным жидкостям, а обеспеченность их относительно дешевым и доступным сырьем делает этот путь создания жидкостей очень привлекательным. В нашей стране много лет тому назад разработана хорошая тормозная жидкость ГТН, изготовленная на нефтяной основе, однако, практического применения она не получила, так как резиновые детали автомобильных тормозных систем делают из обычной немаслостойкой резины. Такие детали при контакте с нефтяной жидкостью быстро набухают и становятся непригодными к дальнейшей эксплуатации. При изготовлении резиновых деталей тормозной системы из маслобензостойкой резины тормозные жидкости на нефтяной основе могут найти широкое применение. И, наконец, четвертую группу составляют перспективные высокотемпературные синтетические жидкости (температура кипения 280°С и выше). Применение таких жидкостей предусматривается в первую очередь на специальных видах автомобильной техники.
В настоящее время наиболее широко используются тормозные жидкости второй группы (на гликолевой основе), поэтому и рабоче-консервационные жидкости создаются на их базе. В тормозной системе автомобиля имеется большое Число деталей, изготовленных из разных металлов и сплавов. Наличие водной фазы в жидкостях на гликолевой основе создает благоприятные условия для возникновения и протекания коррозионных процессов. Тормозные жидкости на гликолевой основе не должны сами вызывать коррозию металлов и сплавов тормозной системы и должны защищать их от коррозии в присутствии воды. Жидкости на гликолевой основе являются довольно коррозионно-агрессивными по отношению к чугуну и несколько в меньшей степени по отношению к другим металлам и сплавам.
Коррозионные свойства тормозных жидкостей на гликолевой основе оценивают при повышенных температурах в контакте с теми металлами, которые применяют при изготовлении тормозных систем. Для испытаний берут сталь 10, алюминиевый сплав Д16, чугун СЧ 18-36, латунь Л62, медь Ml. Кроме этого, проверяют коррозионную агрессивность жидкостей и в отношении белой жести, которая используется для изготовления бидонов и мелкой тары. Пластинки из этих металлов (поверхность около 30 см2) плотно прижимают друг к другу и выдерживают в испытуемой жидкости (с добавлением небольшого количества воды) при 100°С в течение 120 ч. Для жидкости «Нева» допускается уменьшение массы пластинок из белой жести не более чем на 0,2; из стали 10 — не более 0,2; из алюминиевого сплава Д16 — не более 0,1; из чугуна СЧ 18-36 — не более 200; из латуни Л62 — не более 0,5 и из меди M1 — не более 0,5 мг/см2. После испытания на пластинках не должно быть раковин и шероховатостей, видимых невооруженным глазом. Допускается изменение цвета пластинок. Жидкость после испытаний не должна содержать сгустков и кристаллов. Допускается некоторое потемнение жидкости. Значение водородного показателя (pH) жидкости должно оставаться в пределах oi 7,0 до 11,5. В некоторых зарубежных спецификациях на тормозные жидкости предусматривается испытание также на сплавах цинка и кадмия.
Эти требования по коррозионной агрессивности обеспечивают возможность использования жидкости «Нева» в качестве рабочей жидкости. Однако эта жидкость не обеспечивает длительной сохранности деталей тормозной системы т. е. не может служить консервационной жидкостью.
При консервации автомобилей для обеспечения надежной работы тормозной системы, заполненной жидкостью «Нева», необходимо регулярно прокачивать систему, а в некоторых случаях разбирать тормозные цилиндры, осматривать их, заменять пораженные коррозией детали или удалять продукты коррозии, если поражения незначительны.
Сравнительные эксплуатационные испытания тормозных жидкостей «Нева» и ГТЖ-22 на грузовых автомобилях в зонах холодного климата показаны в табл. 51. Из табл. 51 следует, что состояние поверхности зеркала цилиндров и поршней гидравлического привода тормозов, работающих на жидкости «Нева», значительно лучше, чем при работе на ГТЖ-22.
Таблица 51. воздействие тормозных жидкостей на детали тормозных систем
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218614.jpg)
На основании проведенных исследований была разработана тормозная жидкость ГТЖ-22М, отличающаяся улучшенными противокоррозионными свойствами от ГТЖ-22. Защитные свойства ГТЖ-22М проверяли, выдерживая в смеси тормозной жидкости с 5% воды пакеты пластин, в течение 120 ч при температуре 100G С. Исследования показали, что по защитным свойствам опытная тормозная жидкость ГТЖ-22М лучше жидкости ГТЖ-22, особенно по отношению к латуни, Л62, меди M1 и алюминиевому сплаву Д16. Установлена возможность смещения друг с другом тормозных жидкостей ГТЖ-22М и «Нева». Жидкость ГТЖ-22М может применяться наравне с жидкостью «Нева» в тормозных системах автомобилей, комплектующихся уплотнительными манжетами из резины марки 7-2462 в качестве всесезонной тормозной жидкости во всех климатических зонах, кроме районов Крайнего Севера. Необходимо также отметить, что жидкость ГТЖ-22М значительно дешевле «Невы».
Для создания рабоче-консервационной тормозной жидкости на гликолевой основе необходимо улучшить ее противокоррозионные свойства и повысить защитную способность по отношению к чугуну во влажной атмосфере. Это необходимо для надежной защиты от коррозии чугунных цилиндров при хранении автомобилей. Для проверки защитных свойств шлифованные пластинки из серого чугуна окунают в испытуемую тормозную жидкость и помещают на 24 ч в камеру с насыщенным водяным паром. Выдерживают такое испытание только жидкости, содержащие специальные ингибиторы.
С учетом изложенных требований в нашей стране разработана рабоче-консервационная жидкость ГТЖ-22РК, которая имеет хорошие защитные и эксплуатационные свойства. Добавление эффективного ингибитора коррозии позволяет получить рабоче-консервационную жидкость и на базе жидкости «Нева». Разработаны и проходят испытания и другие рабоче-консервационные тормозные жидкости на гликолевой основе.
При изготовлении и сборке деталей тормозных систем используют рабоче-консервационную тормозную жидкость НГ-213.
Эта жидкость по защитным свойствам не уступает зарубежным жидкостям, а ее применение исключает такую трудоемкую операцию, как расконсервация тормозной системы. НГ-213 — это синтетическая жидкость с ингибиторами коррозии анодного, катодного и экранирующего действия.