Гидравлические жидкости обычно работают в течение длительного времени. Поэтому коррозионная агрессивность и защитная способность являются важными эксплуатационными свойствами гидравлических жидкостей. В табл. 50 представлены некоторые свойства наиболее распространенных гидравлических жидкостей.
Таблица 50. Показатели качества гидравлических жидкостей
Масла веретенные АУ вырабатывают из низкозастывающих малосернистых нефтей сернокислотной очисткой (ГОСТ 1642—75) или с помощью селективной очистки и депарафинизации из малосернистых и сернистых нефтей (ТУ 38 101586—75). Масла веретенные АУ каких-либо присадок не содержат и имеют удовлетворительные противокоррозионные и защитные свойства. Испытания масел АУ на коррозионную агрессивность проводят по ГОСТ 2917—76 на пластинках из сталей 40 или 50 и из меди М2. Пластинки шириной 12,5 мм, толщиной от 1,5 до 3 мм и длиной 75 мм помещают в пробирке с испытуемым маслом в сушильный шкаф при температуре 100°С. За 3 ч испытаний на больших поверхностях пластинок не должно быть точек или пятен, заметных невооруженным глазом. Масло АУ из отборных нефтей с присадками (масло АУп — ТУ 38 001234—75) отличается лучшими противокоррозионными и защитными свойствами.
Масло всесезонное гидравлическое ВМГЗ изготовляют по ТУ 38 101479—74 путем добавления в хорошо очищенное маловязкое низкозастывающее масло нескольких присадок; Загущающая присадка придает хорошие вязкостно-температурные свойства, противокоррозионная — снижает коррозионную агрессивность. Масло ВМГЗ обеспечивает работу гидросистем в диапазоне температур в объеме масла от —50 до +50°С. В последние годы производство и потребление масла ВМГЗ резко возросло. Масло ВМГЗ испытывается на коррозионную агрессивность так же, как и масла АУ (ГОСТ 2917—76).
Масло АМГ-10 изготовляется в соответствии с ГОСТ 6794—75 на маловязкой масляной основе путем загущения вязкостной присадкой Винипол; оно представляет собой прозрачную жидкость красного цвета и позволяет обеспечить работу гидросистемы при температурах от +55 до —60°С. Масло АМГ-10 имеет удовлетворительные противокоррозионные свойства. Испытания масла на коррозионную агрессивность проводят при 70°С в течение 24 ч на бедных пластинах или на пластинках из сплавов, применяемых в авиации по ГОСТ 2917—76. Масло выдерживает Испытания, если медная пластинка не имеет на поверхности зелени, темно-серых, коричневых или черных пятен, налетов или пленок.
Масло МГЕ-10А изготавливается загущением маловязкого хорошо очищенного масла, представляет собой прозрачную жидкость от желтого до светло-коричневого цвета (ТУ 38 101572—75) и обеспечивает работу гидропривода до —60°С. Масло имеет хорошие противокоррозионные свойства за счет введения специальной присадки. Испытание на коррозионную агрессивность проводят на пластинках из сигали 40 или 50 и из латуни ЛС59-1 при 80°С в течение 4 ч.
Масло гидравлическое ВГМ ТУ 38 1281—69 получают путем загущения индустриального масла тяжелым остаточным масляным компонентом. Масло содержит комплекс присадок и обеспечивает работу гидропривода при температурах воздуха от +50 до —25°С.
Масло для гидрообъемных систем автомобилей марки Р (ТУ 38 101179—71) готовят путем введения в масло веретенное АУ комплекса присадок. Масло обеспечивает работу гидравлических систем без подогрева до —35°С. Испытание на коррозионную агрессивность проводят на пластинках из стали 40 или 50 по ГОСТ 2917—76.
Жидкость амортизаторная всесезонная АЖ-12Т (ТУ 38 101432—75) представляет собой смесь очищенного низкозастывающего нефтяного масла с высоковязкой низкозастывающей синтетической этилполисилоксановой жидкостью. Жидкость АЖ-12Т предназначена для телескопических и рычажных амортизаторов автомобилей.
Масло амортизаторное МГП-10 (ТУ 38 101137—7) состоит из легкого масла, этилполисилоксановой жидкости и нескольких присадок различного назначения. Предназначено для гидравлических амортизаторов автомобилей.
Кинетическая энергия колебаний корпуса машины преобразуется в амортизаторах в тепловую. Поэтому жидкости в амортизаторах могут работать при высоких температурах и к их противокоррозионным свойствам предъявляют повышенные требования. Кроме указанных выше марок жидкостей для гидравлических амортизаторов, широко используют некоторые индустриальные масла и их смеси.
Краткое рассмотрение ассортимента гидравлических жидкостей для автомобилей свидетельствует о том, что большинство из них представляет собой масла нефтяного происхождения с удовлетворительными защитными свойствами, не содержащие противокоррозионных присадок и ингибиторов коррозии. Лишь некоторые жидкости содержат специальные присадки и обладают рабоче-консервационными свойствами.