Гидравлический привод выключения сцепления предназначен для дистанционного управления сцеплением. Он состоит из педали сцепления 8 (рис. 11.11), главного цилиндра 9, пневмогидравлического усилителя 5, а также системы трубопроводов, шлангов и пружин.
Рис. 11.11. Гидравлический привод выключения сцепления: 1 - сферическая гайка; 2 - контргайка; 3 - толкатель поршня пневмогидроусилителя; 4 - возвратная пружина; 5 - пневмогидроусилитель; 6 - кронштейн педали; 7 - оттяжная пружина; 8 - педаль сцепления; 9 - главный цилиндр; 10 - ограничитель хода педали; 11 - толкатель поршня; 12 - защитный чехол; 13 - корпус главного цилиндра; 14 - поршень; 15 - манжета поршня; 16 - пружина; 17 - прокладка пробки; 18 - пробка главного цилиндра; 19 - трубка подвода воздуха; 20 - рычаг вилки выключения сцепления
Главный цилиндр гидропривода сцепления состоит из корпуса 13, который разделен перегородкой на две сообщающиеся полости. В верхней полости содержится запас рабочей жидкости. Уровень жидкости при правильно прокаченной системе должен составлять 3/4 рабочего объема. Жидкость заливается через отверстие в верхней части корпуса, закрытое гофрированным резиновым чехлом.
Нижняя полость выполняет роль цилиндра. В ней установлен поршень 14 с резиновой манжетой 15. Под поршнем установлена пружина 16. Поршень с манжетой и пружина вставляются в цилиндр через отверстие, закрываемое пробкой 18. Между корпусом и пробкой находится уплотнительная прокладка 17. В пробке 18 главного цилиндра имеется резьбовое отверстие для присоединения трубопровода к пневмогидроусилителю 5.
При отпущенной педали поршень 14 пружиной 16 прижат к перегородке внутри корпуса. Толкатель 11 рычагом педали поднят вверх, при этом между толкателем и поршнем имеется зазор. Полость над поршнем через отверстие в поршне сообщается с полостью под поршнем, и жидкость может свободно перетекать в подпоршневое пространство.
При нажатии на педаль сцепления толкатель опускается, закрывает отверстие в поршне и перемещает поршень 14, сжимая пружину 16. Под давлением поршня жидкость через проходное отверстие в пробке 18 по шлангам и трубопроводам достигает входного отверстия пневмогидроусилителя 5. Пневмогидроусилитель своим толкателем поршня 3 через сферическую гайку 1 с контргайкой 2 соединяется с рычагом вилки выключения сцепления 20. Для возврата этих деталей в исходное положение служит возвратная пружина 4. Воздух в пневмогидроусилитель подводится через трубку 19.
При отпускании педали сцепления поршень 14 под действием давления в гидросистеме и пружины 16 возвращается в исходное положение. Толкатель 11, перемещаясь вместе с педалью сцепления 8 под действием оттяжной пружины 7, отрывается от поршня и открывает отверстие в поршне 14, через которое сообщаются верхняя и нижняя полости.
Пневмогидравлический усилитель привода управления сцеплением служит для уменьшения усилия на педаль сцепления. Он состоит из переднего 29 (рис. 11.12) и заднего 37 корпусов, поршня выключения сцепления 36 с толкателем 3, пневматического поршня 25, следящего поршня 8, диафрагмы редуктора и клапана редуктора 21. Между корпусами установлена диафрагма.
Рис. 11.12. Пневмогидравлический усилитель привода сцепления: 1 - гайка сферическая толкателя; 2 - контргайка; 3 - толкатель поршня; 4 - защитный чехол; 5 - стопорное кольцо; 6 - уплотнение поршня; 7, 15 - уплотнительные кольца; 8 - следящий поршень; 9 - перепускной клапан; 10 - колпачок; 11 - уплотнитель выпускного отверстия; 12 - крышка выпускного отверстия; 13 - винт; 14 - седло диафрагмы; 16 - пружинная шайба; 17 - болт М8х35; 18 - пружина диафрагмы; 19, 27 - пробки; 20 - седло; 21 - клапан редуктора; 22 - крышка подвода воздуха; 23 - болт М8х25; 24 - упорное кольцо; 25 - поршень пневматический; 26 - прокладка; 28 - болт М8х70; 29 - передний корпус; 30 - пружина пневматического поршня; 31 - шайба; 32 - манжета; 33 - втулка распорная; 34 - распорная пружина; 35 - втулка; 36 - поршень выключения сцепления; 37 - задний корпус
В переднем корпусе 29 имеется цилиндр с установленным поршнем 25. В корпусе 29 также установлен клапан 21. Седло диафрагмы 14 вмонтировано в диафрагму. Диафрагма нагружена пружиной 18. Полость клапана редуктора верхнего отверстия и надпоршневое пространство пневматического поршня нижнего отверстия соединены между собой каналом. Верхнее отверстие со стороны клапана редуктора закрыто крышкой подвода сжатого воздуха 22. В задней стенке цилиндра имеется резьбовое отверстие, закрытое пробкой 27 для слива конденсата.
В заднем корпусе 37 тоже имеется два отверстия. Нижнее отверстие выполняет роль цилиндра для поршня выключения сцепления 36. Шток поршня в корпусе уплотнен манжетой 32. Поршень имеет возвратную пружину 30. С наружной стороны поршень выключения сцепления имеет сферическое углубление, предназначенное для установки толкателя 3. Верхнее отверстие предназначено для установки корпуса поршня следящего действия 8. Полость этого поршня и полость поршня выключения сцепления соединены между собой каналом.
В исходном положении (сцепление включено) толкатель пневмогидроусилителя 3 под действием возвратной пружины 4 (см. рис. 11.11) прижимается к поршню 36 (см. рис. 11.12), который, в свою очередь, штоком упирается в пяту пневматического поршня 25. Поршень 25 занимает крайнее правое положение, пружина поршня 30 разжата. Следящий поршень 8 под действием пружины диафрагмы 18 находится в крайнем левом положении. При этом седло диафрагмы не соприкасается с клапаном редуктора, и надпоршневое пространство пневматического поршня 25 через открытый клапан и отверстие в седле диафрагмы сообщается с атмосферным отверстием, защищенным от попадания грязи крышкой 12. Клапан редуктора 21 прижат своей пружиной к седлу крышки подвода воздуха и не допускает попадания сжатого воздуха из системы в надпоршневое пространство поршня 25.
При нажатии на педаль сцепления рабочая жидкость под давлением поступает в полость цилиндра поршня выключения сцепления 36 и далее по каналу в заднем корпусе подводится к следящему поршню 8. Следящий поршень начинает перемещаться, сжимая при этом пружину диафрагмы 18 и перемещая седло диафрагмы. Седло диафрагмы, перемещаясь, закрывает выпускной клапан редуктора, сжимает пружину клапана и отодвигает впускной клапан от седла крышки подвода воздуха 22. Сжатый воздух из системы поступает в надпоршневое пространство поршня 25. Поршень 25, имеющий большую площадь, под действием небольшого давления начинает перемещаться, сжимая пружину 30 и перемещая поршень выключения сцепления 36. Одновременно часть сжатого воздуха через сверление в переднем корпусе подводится в полость диафрагмы. Следящий поршень 8 оказывается под действием двух встречно направленных усилий. Одно усилие от давления рабочей жидкости стремится переместить поршень и открыть впускной клапан, другое усилие от действия пружины 18 и давления сжатого воздуха на диафрагму стремится вернуть поршень в исходное положение. При увеличении давления рабочей жидкости увеличивается давление, действующее на диафрагму, чем и обеспечивается действие пневмогидроусилителя. Пневматический поршень 25 и следящий поршень 8, диафрагма и пружина подбираются таким образом, чтобы усилие на педали сцепления не превышало 20 кгс.
При выходе из строя пневмосистемы или при отсутствии в ней воздуха перемещение поршня выключения сцепления 36 осуществляется только под действием давления рабочей жидкости. Усилие на педали при этом достигает 60 кгс.
При отпускании педали сцепления давление рабочей жидкости уменьшается, следящий поршень 8 перемещается в левое положение, диафрагма 14 под действием пружины 18 и давления сжатого воздуха изгибается, перемещая седло диафрагмы. Впускной клапан редуктора 21 под действием своей пружины садится на седло крышки подвода воздуха, прекращая подачу сжатого воздуха. Выпускной клапан редуктора при дальнейшем перемещении седла диафрагмы отрывается от него и сообщает надпоршневое пространство поршня 25 с атмосферой. Поршень 25 под действием пружины 30 перемещается в правое положение. Поршень 36 сначала под действием нажимных пружин сцепления, а затем под действием пружины 4 (см. рис. 11.11) занимает исходное положение.