Ведущий вал 7 вращается в двух шариковых подшипниках, один из которых установлен в гнезде коленчатого вала, а второй 2 — в стенке картера коробки передач (рис. 12.3). Ведомый вал 24 также опирается на два подшипника: передний конец — на роликоцилиндрический подшипник, установленный в выточке ведущего вала, а задний 17 — на шариковый в стенке картера коробки. Промежуточный вал 33 передним концом установлен на роликоцилиндрическом подшипнике 35, а задним — на шариковом 22.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218751.jpg)
Рис. 12.3. Пятиступенчатая коробка передач автомобиля ЗИЛ-431410: 1 - ведущий вал; 2, 17, 22, 35, 37, 39 - подшипники; 3, 21, 23, 36 - стопорные кольца; 4, 34 - шестерни постоянного зацепления ведущего и промежуточного валов; 5 - синхронизатор IV и V передач; 6 - втулка шестерни IV передачи; 7, 31 - шестерни IV передачи; 8, 29 - шестерни III передачи; 9 - шарик фиксатора; 10 - пружина фиксатора; 11 - штифт замка стержней переключения передач; 12 - шарик замка; 13 - синхронизатор II и III передач; 14, 26 - шестерни II передачи; 15 - вилка переключения I передачи и передачи заднего хода; 16 - шестерня I передачи и передачи заднего хода; 18 - кронштейн стояночного тормозного механизма; 19 - фланец карданного шарнира; 20, 38 - манжеты; 24 - ведомый вал; 25 - ведущая шестерня I передачи; 27, 30, 32 - стопорные шайбы; 28 - шестерня передачи заднего хода промежуточного вала; 33 - промежуточный вал; 40 - распорная втулка; 41 - блок шестерен передачи заднего хода; 42 - установочная втулка; 43 - пробка контрольно-заливочного отверстия; 44 - крышка люка отбора мощности; 45 - шестерня привода спидометра; 46 - сливная пробка с магнитом; 47 - сапун; 48 - предохранитель включения I передачи и передачи заднего хода; 49 - ось промежуточного рычага; 50 - фиксатор; 51 - рычаг переключения передач; 52 - промежуточный рычаг; 53 - ползун переключения I передачи и передачи заднего хода; 54 - ползун переключения IV и V передач; 55 - ползун переключения II и III передач
Ведущий и промежуточный валы соединяются шестернями 4 и 34 постоянного зацепления. Шестерни IV передачи 7, III передачи 8 и II передачи 14 установлены свободно на ведомом валу 24. Они находятся в постоянном зацеплении с шестернями четвертой 31, третьей 29 и второй 26 передач промежуточного вала. На промежуточном валу имеется прямозубая шестерня передачи заднего хода 28, находящаяся в постоянном зацеплении с блоком 41 шестерен передачи заднего хода.
Для включения передач на ведомом валу установлены синхронизаторы (см. подразд. 12.6). IV и V передачи включаются синхронизатором 5, а II и III — синхронизатором 13.1 передача и передача заднего хода синхронизатора не имеют.
Шестерни постоянного зацепления ведомого вала имеют конусы для синхронизаторов. Шестерня I передачи и передачи заднего хода 16 установлена на ведомом валу на шлицах.
Для включения заднего хода на отдельной оси установлен блок шестерен 41. Он вращается в роликоцилиндрических подшипниках, между которыми установлена распорная втулка. Ось блока шестерен 41 удерживается в картере при помощи стопорной пластины. Большая шестерня блока находится в постоянном зацеплении с шестерней 28 передачи заднего хода промежуточного вала 33.
На промежуточном валу 33 шестерня постоянного зацепления 34 с шестерней 4 ведущего вала 1, а также шестерни IV передачи 31, III передачи 29, передачи заднего хода 28 и II передачи 26 установлены на валу на шпонках. Шестерня I передачи 25 изготовлена заодно целое с промежуточным валом. Все шестерни постоянного зацепления, кроме шестерен постоянного зацепления передачи заднего хода, имеют косые зубья.
Для установки коробки отбора мощности имеется специальный люк, закрываемый крышкой 44.
Для слива масла из картера коробки передач имеется отверстие, закрываемое пробкой 46. Пробка снабжена постоянным магнитом для очистки масла от металлической пыли. Масло заливается в коробку передач через отверстие, закрываемое пробкой 43. Это отверстие служит и для контроля за уровнем масла в картере.
Для надежной работы шеек вала, втулок и шестерен необходимо обеспечить доступ масла к местам трения. С этой целью посадочные места выполнены в виде чередующихся впадин и выступов. Кроме того, поверхность этих деталей фосфатирована и покрыта специальным составом для предупреждения заедания в период приработки.
Передача вращения с ведущего на ведомый вал осуществляется следующим образом:
при включении I передачи шестерня 16 входит в зацепление с шестерней 25 промежуточного вала. При этом вращение сведущего вала передается через шестерни постоянного зацепления на промежуточный вал, а затем через зубчатые колеса 25 и 16 на ведомый вал;
при включении II передачи синхронизатор 13 входит в зацепление с шестерней II передачи 14. Вращение передается с ведущего вала 1 через шестерни постоянного зацепления на промежуточный вал 33, на шестерню III передачи 29 промежуточного вала, на шестерню II передачи 26, а с нее на шестерню 14 и через синхронизатор на ведомый вал;
при включении III передачи синхронизатор 13 входит в зацепление с шестерней III передачи 8. Вращение с ведущего вала 1 передается через шестерни постоянного зацепления на промежуточный вал 33, на зубчатое колесо III передачи 8 ведомого вала и через синхронизатор 13 на ведомый вал;
IV передача включается синхронизатором 5 включения IV и V передач. Он входит в зацепление с шестерней IV передачи 7. Вращение с ведущего вала 1 передается через шестерни постоянного зацепления на промежуточный вал 33, шестерню IV передачи 7 промежуточного вала, а затем на шестерню IV передачи ведомого вала и через синхронизатор 5 на ведомый вал 24;
V передача прямая, она включается синхронизатором 5, который входит в зацепление с шестерней 4 ведущего вала. При этом вращение передается синхронизатором 5 непосредственно на ведомый вал 24, минуя промежуточный. Частота вращения коленчатого вала коробкой передач не изменяется;
при включении передачи заднего хода шестерня I передачи и передачи заднего хода 16 входит в зацепление с блоком шестерен передачи заднего хода 41. Вращение с ведущего вала 1 через шестерню 4 постоянного зацепления с шестерней 34 промежуточного вала передается на промежуточный вал. По валу вращение передается на шестерню 28 передачи заднего хода промежуточного вала, на блок шестерен передачи заднего хода 41, на шестерню I передачи и передачи заднего хода 16, а с нее на ведомый вал 24 и дальше по трансмиссии на ведущие колеса автомобиля. Ведомый вал и трансмиссия будут вращаться в сторону, противоположную направлению вращения при включении других передач.
Автомобили семейств «ГАЗель» и «Волга» имеют пятиступенчатые коробки передач; передаточное отношение 0,849.
Коробка выполнена по трехвальной схеме (рис. 12.4). Корпус коробки отлит из алюминиевого сплава и состоит из переднего 49 и заднего 34 картеров, соединенных болтами. Соосность валов обеспечивается установочными втулками, запрессованными в передний картер.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218752.jpg)
Рис. 12.4. Коробка передач автомобилей семейств «ГАЗель» и «Волга» (продольный разрез): 1 - первичный вал; 2 - крышка подшипника первичного вала; 3, 35 - сальники; 4 - шариковый подшипник первичного вала; 5, 17, 44 - стопорные кольца; 6 - роликовый подшипник вторичного вала; 7 - сапун; 8 - блокирующее кольцо; 9 - муфта включения; 10 - сухарь синхронизатора; 11 - ступица муфты включения III и IV передач; 12 - шестерня III передачи; 13 - игольчатый подшипник шестерни; 14 - стопорное кольцо полуколец; 15 - полукольцо; 16 - шестерня II передачи; 18 - шестерня I передачи; 19 - вторичный вал; 20 - шестерня заднего хода; 27 - вилка включения V передачи и заднего хода; 22 - ступица муфты включения V передачи и заднего хода; 23 - болт крепления пластины фиксатора; 24 - пластина; 25 - пружина фиксаторов; 26 - шарик фиксаторов; 27 - пружина блокировочной втулки; 28 - блокировочная втулка; 29 - головка штока включения заднего хода; 30 - корпус рычага переключения; 31 - шестерня V передачи; 32 - упорная шайба; 33, 59 - распорные втулки; 34 - задний картер коробки передач; 36 - ось промежуточной шестерни заднего хода; 37 - игольчатый подшипник промежуточной шестерни заднего хода; 38 - промежуточная шестерня заднего хода; 39 - штифт; 40 - болт крепления втулки оси промежуточной шестерни заднего хода; 41 - втулка оси промежуточной шестерни заднего хода; 42 - шариковый подшипник вторичного вала; 43 - стопорное кольцо подшипника вторичного вала; 45 - шариковый подшипник промежуточного вала; 46 - маслосливная пробка; 47 - блок шестерен; 48 - маслоналивная пробка; 49 - передний картер коробки передач; 50 - регулировочные прокладки; 57 - уплотнитель пола; 52 - защитный уплотнитель; 53 - колпак; 54 - нижняя часть рычага переключения; 55 - пружина; 56 - седло пружины; 57 - запорная втулка; 58 - резиновая подушка; 60 - верхняя часть рычага переключения; 61 - упорный/конус; 62 - рукоятка
Первичный вал 1 вращается в шариковых подшипниках. Он изготовлен заодно с шестерней, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней блока шестерен 47 промежуточного вала. Вращается промежуточный вал в шариковых подшипниках, установленных в стенках корпуса коробки. Вал представляет собой блок шестерен. Кроме шестерни постоянного зацепления с ведущим валом на нем имеются шестерни III, II, I и V передач. Передний конец вторичного вала 19 вращается в роликовом подшипнике 6, установленном в выточке первичного вала, а задний — в шариковом подшипнике 42. На вторичном валу свободно установлены на роликовых игольчатых подшипниках 13 шестерни III передачи 12, II передачи 16, I передачи 18. Эти три шестерни находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями блока шестерен промежуточного вала. Шестерня заднего хода 20 находится в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней заднего хода 38. Эта шестерня вращается в игольчатом подшипнике 37 (на оси 36). Промежуточная шестерня заднего хода 38, в свою очередь, находится в постоянном зацеплении с шестерней блока шестерен промежуточного вала 47. Шестерня V ускоряющей передачи 31 вторичного вала находится в постоянном зацеплении с шестерней V передачи промежуточного вала.
Все передачи включаются инерционными синхронизаторами, зубчатые венцы которых соединяются с шестернями посредством мелких шлиц.
Осевые нагрузки от косых зубьев шестерен вторичного вала воспринимаются стопорными кольцами 17 и 44, упорной шайбой 32, буртом вторичного вала и расположенными в канавке на вторичном валу двумя упорными полукольцами, которые охватываются кольцом 14.
Передача I включается муфтой, которая входит в зацепление с шестерней I передачи 18. Вращение с первичного вала 1 передается через шестерни постоянного зацепления на промежуточный вал, на шестерни I передачи промежуточного и вторичного валов и через муфту и ступицу на вторичный вал.
Передача II включается этой же муфтой. Вращение передается с первичного вала через шестерни постоянного зацепления на промежуточный вал. Через шестерню II передачи блока шестерен промежуточного вала на шестерню II передачи 16 вторичного вала, а затем через муфту и ступицу муфты на вторичный вал.
Передача III включается муфтой включения 9. Она входит в зацепление с шестерней III передачи 12. Вращение с первичного вала через шестерни постоянного зацепления передается на блок шестерен, шестерни III передачи промежуточного 47 и вторичного 19 валов, далее с шестерни III передачи 12 через муфту 9 и ступицу 11 на вторичный вал.
Передача IV прямая: вторичный вал соединяется с первичным валом муфтой 9. Вращение передается непосредственно с шестерни первичного вала через муфту 9 и ступицу 11 на вторичный вал 19.
Передача V — ускоряющая — включается муфтой. Вращение с первичного вала 1 через шестерни постоянного зацепления передается на блок шестерен 47 промежуточного вала, далее на шестерню V передачи 31 вторичного вала, на муфту включения, ступицу 22 и на вторичный вал.
Задняя передача также включается муфтой, которая входит в зацепление с шестерней заднего хода 20 вторичного вала. Эта шестерня через промежуточную шестерню заднего хода 38 находится в зацеплении с шестерней блока шестерен промежуточного вала. Вращение передается с первичного вала 1 через шестерни постоянного зацепления на блок шестерен 47 промежуточного вала, а с него через шестерню блока на промежуточную шестерню заднего хода 38, шестерню заднего хода 20 вторичного вала, муфту включения и через ступицу 22 на вторичный вал.
Для заполнения картера коробки передач маслом и контроля уровня масла служит отверстие, закрываемое пробкой 48. Сливается масло через отверстие, закрываемое пробкой 46.