![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218749.jpg)
Рис. 12.1. Четырехступенчатая коробка передач: 1 - первичный вал; 2 - выключатель света заднего хода; 3 - фиксатор; 4 - рычаг переключения передач; 5, 13 - шестерни III передачи; 6, 12 - шестерни II передачи; 7, 10 - шестерни I передачи и заднего хода; 8 - сапун; 9 - вторичный вал; 11 - блок шестерен заднего хода; 14 - картер; 15 - шестерня привода промежуточного вала; 16 - промежуточный вал; 17 - муфта; расположение блока шестерен заднего хода показано условно, в коробке передач этот блок располагается сбоку, между вторичным и промежуточным валами
Механизм коробки
Механизм выполнен по трехвальной схеме. Ведущий вал (первичный) 7 вращается в стенке картера на шариковом подшипнике. Опорой для переднего конца первичного вала является также шариковый подшипник, запрессованный в выточку коленчатого вала. На переднем конце ведущего вала нарезаны шлицы для установки ведомого диска сцепления. Вал изготавливается заодно с ведущей шестерней. Она имеет наружный косозубый зубчатый венец для постоянного зацепления с зубчатым колесом 15 привода промежуточного вала 16. Кроме того, имеется прямозубый зубчатый венец с конической поверхностью для включения прямой IV передачи. В заднем торце ведущего вала выполнено гнездо для роликоцилиндрического подшипника, являющегося опорой для переднего конца вторичного вала 9. Задний конец вала 9 вращается в шариковом подшипнике, установленном в стенке картера коробки передач. На шлицах вторичного вала установлена и может перемещаться вдоль вала шестерня включения I передачи и заднего хода 7. На гладкой поверхности вала располагается косозубая шестерня II передачи 6. Эта шестерня находится в постоянном зацеплении с шестерней II передачи 12 промежуточного вала. На боковой поверхности шестерни 6 имеется прямозубый зубчатый венец для включения II передачи. Соответствующий этому внутренний зубчатый венец имеется у шестерни 7. Рядом с шестерней II передачи 6 на бронзовой втулке располагается косозубая шестерня III передачи 5. Эта шестерня находится в постоянном зацеплении с шестерней III передачи 13 промежуточного вала. На шестерне 5 имеется прямозубый зубчатый венец и конус для включения III передачи с помощью муфты 17. Ступица муфты 17 закреплена на шлицах вторичного вала. На заднем конце ведомого вала крепится червячная пара привода спидометра, а на шлицах вала установлена и закреплена гайкой ступица с фланцем крепления карданного шарнира. На крышке заднего подшипника ведомого вала установлен сапун 8 для поддержания атмосферного давления внутри картера коробки передач.
Промежуточный вал 16 коробки передач вращается в двух подшипниках, передний конец в роликоцилиндрическом, а задний — в шариковом. Промежуточный вал изготовлен заодно с шестерней 15 привода промежуточного вала. Она находится в постоянном зацеплении с шестерней ведущего первичного вала 7. Заодно с валом также изготовлены косозубые шестерни привода III передачи 13 и II передачи 12. Шестерня 10 включения I передачи и заднего хода — прямозубая. Блок шестерен заднего хода 11 имеет два прямозубых зубчатых венца и установлен на оси свободно. От проворачивания ось удерживается специальной опорной пластиной и болтом.
Включение передач
На рисунке все шестерни показаны в нейтральном положении, при котором вращение с ведущего вала на ведомый вал не передается.
При включении I передачи шестерня 7 отодвигается назад и входит в зацепление с шестерней 10 включения I передачи. Вращение с ведущего первичного вала 1 через шестерни постоянного зацепления передается на промежуточный вал 16, шестерню 10 первой передачи, далее на шестерню 7 и на вторичный вал.
При включении II передачи шестерня 7 передвигается вперед. При этом ее внутренний зубчатый венец входит в зацепление с прямозубым зубчатым венцом шестерни II передачи 6 вторичного вала. Вращение с ведущего вала 7 через шестерни постоянного зацепления передается на шестерню II передачи промежуточного вала, на промежуточный вал 76, по валу вращение передается на шестерню II передачи 6 вторичного вала. Через зубчатый венец вращение передается на внутренний зубчатый венец шестерни 7, а с нее через шлицы на вторичный вал.
При включении III передачи муфта 17 отодвигается назад и входит в зацепление с зубчатым венцом шестерни III передачи 5 вторичного вала. Вращение с ведущего вала через шестерни постоянного зацепления передается на промежуточный вал 16. Затем по валу вращение передается на шестерню III передачи 13 промежуточного вала, а с нее на шестерню III передачи вторичного вала. Эти шестерни находятся в постоянном зацеплении. С шестерни 5 через зубчатый венец вращение передается на муфту 17 и далее через ступицу муфты и шлицы на вторичный вал.
При включении IV прямой передачи муфта 17 передвигается вперед и входит в зацепление с прямозубым зубчатым венцом шестерни первичного вала 1. Вращение передается на вторичный вал, минуя промежуточный, и далее на трансмиссию автомобиля.
При включении заднего хода блок шестерен заднего хода 11 передвигается вперед, вводя малую шестерню блока в зацепление с шестерней I передачи 7 вторичного вала, а большой зубчатый венец блока входит в зацепление с шестерней I передачи и заднего хода 10 промежуточного вала. (Напоминаем, что расположение блока шестерен заднего хода на рисунке показано условно.) Таким образом, между промежуточным валом 16 и вторичным валом 9 вводится дополнительная шестерня, в результате чего вторичный вал начинает вращаться против часовой стрелки, и автомобиль движется задним ходом. Вращение с первичного вала 1 через шестерни постоянного зацепления передается на промежуточный вал 16, по валу на шестерню I передачи и заднего хода 10, с нее через блок шестерен заднего хода 11 на шестерню I передачи 7 вторичного вала и через шлицы на вторичный вал.
На корпусе коробки передач с правой стороны по ходу движения автомобиля имеется люк, закрытый крышкой с паранитовой прокладкой. Это люк для присоединения коробки отбора мощности. Слева внутри в нижней части картера установлен грязеуловитель.
Для заполнения коробки передач маслом и для контроля уровня масла с левой стороны картера коробки передач имеется контрольное отверстие, закрываемое пробкой. Для слива масла из картера в нижней части задней стенки имеется отверстие, закрываемое также пробкой.
На внутренних поверхностях передней и задней крышек подшипников нарезаны маслосгонные канавки, а в задней крышке, кроме того, установлен сальник, предотвращающий вытекание масла по вторичному валу из коробки передач. На внутренней стороне передней крышки подшипника имеется канал для сброса масла обратно внутрь картера коробки передач.
Четырехступенчатая коробка передач автомобиля ГАЗ-31029
Коробка выполнена по трехвальной схеме. Первичный вал 1 (рис. 12.2) установлен на двух шариковых подшипниках и изготовлен заодно с зубчатым колесом, находящимся в постоянном зацеплении с блоком шестерен 31 промежуточного вала. Блок шестерен вращается в игольчатых подшипниках 32 на оси 33 блока шестерен. Зубчатые колеса блока шестерен промежуточного вала, кроме шестерни передачи заднего хода, находятся в постоянном зацеплении с шестернями вторичного вала 26. На вторичном валу установлены также муфта включения I и II передач 11 и муфта 7 для III и IV передач. На отдельной оси 37 установлена подвижная шестерня включения заднего хода 38.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218750.jpg)
Рис. 12.2. Коробка передач автомобиля ГАЗ-31029 (продольный разрез): 1 - первичный вал; 2 - крышка подшипника первичного вала; 3 - муфта подшипника выключения сцепления; 4 - задний подшипник первичного вала; 5 - роликовый подшипник; 6, 16 - стопорные кольца; 7 - муфта включения III и IV передач; 8 - ступица муфты включения III и IV передач; 9 - шестерня III передачи; 10 - шестерня II передачи; 11 - муфта включения I и II передач; 12 - ступица муфты включения I и II передач; 13, 15 - упорные шайбы; 14 - шестерня I передачи; 17 - подшипник; 18 - верхняя крышка коробки передач; 19 - колпак; 20 - седло пружины; 21 - рычаг переключения передач; 22 - удлинитель; 23 - манжеты; - ремонтная заглушка; 25 - сталебаббитовый подшипник; 26 - вторичный вал; 27 - ведущая шестерня привода спидометра; - ведомая шестерня привода спидометра; 29 - штуцер; 30 - пробка; 31 - блок шестерен; 32 - игольчатый подшипник; 55 - ось блока шестерен; 34 - картер; 35 - пробка маслосливного отверстия; 36 - штифт; 37 - ось промежуточной шестерни заднего хода; 38 - промежуточная шестерня заднего хода; 39 - поролоновые защитные кольца
I передача включается муфтой 11, вводимой в зацепление с шестерней I передачи 14. Вращение с первичного вала 7 через шестерни постоянного зацепления передается на блок шестерен промежуточного вала, на шестерню постоянного зацепления I передачи промежуточного вала, шестерню первой передачи 14 вторичного вала, а затем через муфту 77 на ступицу муфты и на вторичный вал.
II передача включается этой же муфтой, но вводится она в зацепление с шестерней 10 II передачи. Вращение с ведущего вала через шестерни постоянного зацепления передается на блок шестерен промежуточного вала. С него через шестерни II передачи, муфту 11 включения II передачи и ступицу муфты на вторичный вал.
Аналогично передается вращение на вторичный вал и при включении III передачи, но только с шестерни 9 постоянного зацепления вращение передается на вторичный вал через муфту 7.
IV передача прямая. Для ее включения муфта 7 вводится в зацепление с шестерней первичного вала 1. Вращение на вторичный вал передается напрямую, минуя промежуточный вал. Частота вращения коленчатого вала коробкой передач не изменяется.
Включение передачи заднего хода осуществляется промежуточной шестерней заднего хода 38, которая соединяет шестерню заднего хода промежуточного вала с наружным зубчатым венцом муфты 11 включения I и II передач. В результате введения промежуточной шестерни между промежуточным и вторичным валами вторичный вал начинает вращаться в обратную сторону, и автомобиль может двигаться задним ходом.