Картер коробки передач 16 отлит из серого чугуна (рис. 12.6). По бокам картера справа и слева имеются люки для установки коробок отбора мощности. Люки закрыты крышками. Допустимый отбор мощности от коробки передач — 30 л. с.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218754.jpg)
Рис. 12.6. Коробка передач автомобилей семейства КамАЗ: а - общий вид; б - схема пневмопривода делителя; 1 - ведущий вал делителя; 2 - шестерня ведущего вала делителя; 3 - ведущий вал коробки передач; 4 - синхронизатор делителя; 5 - синхронизатор IV и V передач; 6 - шестерня IV передачи ведомого вала; 7 - шестерня III передачи ведомого вала; 8 - синхронизатор II и III передач; 9 - шестерня II передачи ведомого вала; 10 - шестерня передачи заднего хода ведомого вала; 11 - блок шестерен передачи заднего хода; 12 - муфта включения переднего и заднего хода и первой передачи; 13 - шестерня I передачи ведомого вала; 14 - ведомый вал; 15 - зубчатый венец I передачи промежуточного вала; 16 - картер коробки, 17 - зубчатый венец промежуточного вала передачи заднего хода; 18 - зубчатый венец II передачи; 19 - шестерня III передачи промежуточного вала; 20 - шестерня IV передачи промежуточного вала; 21 - промежуточный вал коробки передач; 22 - шестерня привода промежуточного вала коробки передач; 23 - шестерня привода промежуточного вала делителя; 24 - картер делителя; 25 - промежуточный вал делителя; 26 - переключатель крана управления; 27 - кран управления; 28 - редукционный клапан; 29 - пневмоцилиндр; 30 - воздухораспределитель; 31 - клапан включения делителя; 32 - упор штока клапана; А и Б - полости; В и Н - высшая и низшая передачи в делителе
Снизу в картер ввернута сливная пробка, еще одна сливная пробка с магнитом расположена снизу справа. Над этой пробкой имеется заливное отверстие, закрытое пробкой со щупом контроля уровня масла.
Первичный (ведущий) вал коробки 3 установлен на двух шариковых подшипниках. Вал выполнен заодно с шестерней. В шестерне выполнена проточка для установки роликового подшипника, являющегося опорой для переднего конца вторичного вала. Передний конец ведущего вала имеет шлицы для ведомых дисков сцепления и шейку, которой он входит в шариковый подшипник, запрессованный в выточку ведущего вала делителя 1, а при отсутствии делителя — в выточку коленчатого вала. Задний шариковый подшипник находится в гнезде корпуса коробки передач.
Вторичный (ведомый) вал 14 установлен в двух опорах: в роликовом подшипнике, установленном в гнезде первичного вала, и в шариковом подшипнике, установленном в гнезде заднего торца картера. Передняя шлицевая часть вторичного вала, состоящая из трех нарезанных на валу зубчатых венцов, предназначена для установки каретки синхронизатора IV и V передач 5. Крайние венцы и средняя часть среднего венца образуют так называемый «замок», предотвращающий самовыключение четвертой и пятой передач на ходу автомобиля.
Шлицевая часть вторичного вала переходит в цилиндрическую шейку, на которой установлена втулка шестерни IV передачи вторичного вала. Шестерня эта косозубая и находится в постоянном зацеплении с шестерней IV передачи промежуточного вала.
Шестерни III передачи 7, II передачи 9, заднего хода 10 и I передачи 13 установлены на вторичном валу на роликовых взаимозаменяемых подшипниках.
Шестерня III передачи 7 косозубая и находится в постоянном зацеплении с шестерней III передачи промежуточного вала. Для работы синхронизатора на цилиндрический поясок шестерни напрессован конус, и она имеет наружный цилиндрический зубчатый венец.
Шестерня II передачи 9 косозубая и находится в постоянном зацеплении с шестерней II передачи промежуточного вала. На ней имеются конус и наружный зубчатый венец для работы синхронизатора.
Средняя часть вторичного вала, между шейками подшипников шестерен III и II передач, шлицованная, состоящая из трех зубчатых венцов. Она предназначена для установки каретки синхронизатора II и III передач. Крайние венцы имеют меньшую толщину зуба, чем средний венец, образуя «замок», предотвращающий самовыключение II и III передач на ходу автомобиля.
Шестерня заднего хода 10 прямозубая. Она находится в постоянном зацеплении с малым зубчатым венцом блока шестерен передачи заднего хода 11. Для включения заднего хода на нем имеется наружный зубчатый венец, с которым при включении передачи заднего хода входит в зацепление муфта 12. Шестерня 10 свободно вращается на подшипнике, установленном на втулке шестерни заднего хода.
Шестерня I передачи 13 прямозубая и находится в постоянном зацеплении с шестерней I передачи промежуточного вала. На ней имеется наружный цилиндрический зубчатый венец для обеспечения включения передачи муфтой 12.
Втулка шестерни I передачи имеет внутреннее шлицевое отверстие, с помощью которого она установлена на шлицевую часть вала до упора в торец втулки шестерни заднего хода. Наружная часть втулки цилиндрическая и имеет два диаметра. На цилиндрической части большего диаметра нарезаны шлицы для установки и перемещения муфты включения шестерни заднего хода и I передачи 12. Цилиндрическая шейка меньшего диаметра предназначена для установки подшипника шестерни I передачи вторичного вала.
Смазка подшипников шестерен принудительная. Масло при помощи маслонагнетающего кольца подается под давлением в продольный канал вторичного вала, а затем через радиальные сверления к подшипникам. При сборке вторичного вала необходимо совмещать отверстия во втулках с радиальными сверлениями вторичного вала. Для обеспечения циркуляции масла в ступицах всех шестерен имеются радиальные сверления.
Промежуточный вал 21 установлен на двух опорах: на цилиндрическом роликовом подшипнике в передней стенке картера коробки и сферическом роликовом подшипнике, установленном в стакане гнезда заднего торца картера.
Шестерни I передачи, заднего хода и II передачи изготовлены заодно с валом. Шестерни 22 постоянного зацепления с шестерней первичного вала, IV передачи 20 и III передачи 19 напрессованы на промежуточный вал. От случайного проворачивания они удерживаются при помощи сегментных шпонок. Передний конец промежуточного вала имеет шлицы для присоединения промежуточного вала делителя 25.
Блок шестерен заднего хода 11 установлен на оси на двух роликовых подшипниках. Ось зафиксирована в расточке картера стопорной планкой. Блок шестерен заднего хода имеет два прямозубых зубчатых венца. Венец большего диаметра находится в постоянном зацеплении с венцом промежуточного вала 17, а зубчатый венец меньшего диаметра — в постоянном зацеплении с зубчатым колесом заднего хода 10 вторичного вала.
Для плавного выравнивания окружных скоростей шестерен, а следовательно, для бесшумного и безударного переключения передач в коробке передач установлено два синхронизатора: синхронизатор 8 для включения II и III передач, а синхронизатор 5 для включения IV и V. I передачу и передачу заднего хода включает муфта 12.
Делитель передач
На автомобилях-тягачах, предназначенных для постоянной работы с прицепами или полуприцепами, обычные пятиступенчатые коробки передач дополняются делителем передач. При наличии редуктора-делителя коробка передач крепится к картеру сцепления, выполненному заодно с картером делителя 24 (см. рис. 12.6).
Ведущий вал делителя 7 передним концом опирается на шариковый подшипник в выточке коленчатого вала. Задний его конец опирается на шариковый подшипник, установленный в перегородке корпуса делителя. Ведущий вал делителя имеет внутреннюю цилиндрическую полость, в которой установлен роликовый подшипник для опоры первичного вала коробки передач 3.
На ведущем валу делителя на двух роликовых подшипниках установлена шестерня 2, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 23 привода промежуточного вала делителя. Шестерня 23 напрессована на промежуточный вал делителя и от случайного проворачивания удерживается шпонкой.
Передний конец промежуточного вала делителя опирается на шариковый подшипник, а задний при помощи шлицов соединяется с промежуточным валом основной коробки передач и опирается на роликовый подшипник.
Для плавного выравнивания окружных скоростей валов на первичном валу делителя установлен синхронизатор инерционного типа с конусными фрикционными кольцами.
Механизм переключения передач делителя обеспечивает включение требуемой передачи на ходу автомобиля. Он состоит из вилки с сухарями и валика вилки, на конце которого установлен рычаг.
При включении низшей передачи делителя муфта синхронизатора отодвигается назад и входит в зацепление с зубчатым венцом каретки ведущего вала коробки передач. Вращение при этом передается напрямую на коробку передач, не изменяя частоты вращения.
При включении высшей передачи синхронизатор делителя переводят вперед, и он соединяет ведущий вал делителя с промежуточными валами делителя и коробки передач. При таком пути передачи вращения крутящий момент в основной коробке передач уменьшается в 0,815 раза, а скорость движения автомобиля возрастает примерно в 1,22 раза.
Работа пятиступенчатой коробки передач автомобиля КамАЗ
Передача I включается муфтой, которая входит в зацепление с шестерней I передачи ведомого вала. Вращение передается с ведущего вала через шестерни постоянного зацепления на промежуточный вал, по валу вращение передается на шестерню промежуточного вала I передачи, на шестерню I передачи ведомого вала и через муфту и ступицу на ведомый вал (рис. 12.7, а).
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218755.jpg)
Рис. 12.7. Схема включения передач и направления крутящего момента (показаны стрелками) при I (а), II (6), III (в), IV (г), V (д) передачах и заднем ходе (е)
Передача II включается синхронизатором включения II и III передач. Он входит в зацепление с шестерней II передачи ведомого вала. Вращение с ведущего вала через шестерни постоянного зацепления передается на промежуточный вал, а с него через шестерни постоянного зацепления II передачи и синхронизатор на ведомый вал (рис. 12.7, б).
Передача III включается этим же синхронизатором, но он переводится вперед и входит в зацепление с шестерней III передачи ведомого вала. Вращение передается ведущим валом через шестерни постоянного зацепления на промежуточный вал. Через шестерни постоянного зацепления III передачи вращение передается на синхронизатор включения II и III передач, а с него через шлицы на ведомый вал (рис. 12.7, в).
Передача IV включается синхронизатором включения IV и V передач. Для включения IV передачи синхронизатор переводится назад и входит в зацепление с шестерней IV передачи ведомого вала. Вращение с ведущего вала передается через шестерни постоянного зацепления на промежуточный вал, а с него через шестерни постоянного зацепления IV передачи и синхронизатор на ведомый вал (рис. 12.7, г).
Передача V — прямая. Синхронизатор включения IV и V передач входит в зацепление с прямозубым зубчатым венцом шестерни ведущего вала, и вращение с ведущего вала передается непосредственно на ведомый вал (рис. 12.7, д).
Передача заднего хода включается муфтой включения I передачи и передачи заднего хода, которая входит в зацепление с боковым наружным зубчатым венцом шестерни включения заднего хода. Вращение с ведущего вала через шестерни постоянного зацепления передается на промежуточный вал. Через шестерню включения заднего хода вращение передается на большой зубчатый венец блока шестерен заднего хода, на меньший зубчатый венец, на шестерню включения заднего хода ведомого вала, с которым находится в постоянном зацеплении. С этой шестерни вращение передается на муфту, а с нее через ступицу и шлицы на ведомый вал коробки передач (рис. 12.7, е).
Управление механизмом переключения передач делителя
Управление осуществляется пневмомеханической системой (рис. 12.8). Она состоит из редукционного клапана 2, крана управления делителем 8, клапана включения делителя 6, воздухораспределителя 4 и воздухопроводов.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218756.jpg)
Рис. 12.8. Схема управления делителем: 1 - контрольная лампа; 2 - редукционный клапан; 3 - силовой цилиндр; 4 - воздухораспределитель; 5 - датчик контрольной лампы; 6 - клапан включения передач делителя; 7 - упор; 8 - кран управления делителем передач; 9 и 10 - низшая и высшая передача в делителе соответственно; 11 - переключатель крана управления делителем
Сжатый воздух из пневмосистемы тягача постоянно подводится к редукционному клапану, который отрегулирован на давление 0,42 МПа (4,2 кгс/см2). Шток крана управления тросиком соединен с переключателем II, который установлен в рукоятке рычага переключения передач и, в зависимости от положения рычага, может находиться вверху или внизу.
Для включения делителя необходимо нажать на педаль сцепления. При этом упор переместится и нажмет на шток клапана включения делителя. Сжатый воздух поступит к воздухораспределителю в ту или другую полость силового цилиндра 3 в зависимости от положения золотника воздухораспределителя. В соответствии с этим включится низшая или высшая передача делителя.