![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218765.jpg)
Рис. 12.17. Устройство магнитоиндукционного спидометра: а - схема скоростного узла; б - счетный узел с внешним зацеплением; в - схема привода спидометра; 1 - экран; 2 - картушка; 3 - приводной валик; 4 - магнит; 5 - шкала; 6 - стрелка; 7 - ось; 8 - спиральная пружина; 9, 11 - длинные зубья; 10 - укороченный по длине зуб; 12 - зубья барабана; 13, 14 - барабан; 15 - начальный барабанчик; 16 - двузубка барабанчика; 17 - выемка, укорачивающая зуб; 18 - редуктор привода спидометра; I, II, III - червячные передачи
Спидометр состоит из двух механизмов, объединенных общим кожухом и основанием: указателя скорости (скоростной узел) и счетчика (счетный узел). По принципу действия они разделяются на магнйтоиндукционные и электрические; по способу приведения в действие — на спидометры с приводом посредством гибкого валика и с электроприводом.
Скоростные узлы всех спидометров работают на принципе магнитовихревого действия. Схема скоростного узла такого спидометра представлена на рис. 12.17, а. Магнит 4, закрепленный на приводном валике 5, намагничен таким образом, что оба полюса или несколько пар полюсов располагаются по периферии диска. На отдельной оси 7, свободно вращающейся в двух подшипниках, укреплена картушка-колпачок 2 из немагнитного материала (алюминия). Она охватывает магнит с таким расчетом, чтобы как можно больше силовых линий поля магнита, рассеиваемого вне его тела, пронизывали материал картушки. Чтобы через картушку проходила большая часть магнитного потока, вокруг нее с некоторым зазором размещают экран 1 из магнитомягкого материала, который концентрирует магнитное поле в рабочем направлении.
При вращении валика 3 поле магнита наводит в теле картушки вихревые токи, создающие, в свою очередь, магнитное поле картушки. Взаимодействие поля магнита и поля картушки вызывает крутящий момент, стремящийся повернуть картушку в направлении вращения магнита. Величина этого момента пропорциональна частоте вращения магнита.
Повороту оси картушки препятствует спиральная пружина (волосок) 8, закручивающаяся при увеличении крутящего момента и создающая противодействующий момент, величина которого пропорциональна углу поворота.
При постоянной частоте вращения магнита картушка, повернувшись на определенный угол, остановится в положении, при котором момент взаимодействия магнитных полей станет равным противодействующему моменту волоска. Угол поворота картушки и связанной с ней стрелки 6 прямо пропорционален частоте вращения магнита, поэтому шкала 5 спидометра равномерна.
Счетный узел во всех спидометрах приводится в действие одно-заходным червяком, который установлен на приводном валике.
Счетный барабанчик (рис. 12.17, б) со стороны привода имеет 20 зубцов, расположенных по периферии, а с другой стороны — два зубца и впадину между ними. Трибка имеет шесть зубцов, зацепляющихся с барабанчиками, причем на стороне трибки, которая соединяется с двузубкой 16 барабанчика, три зубца из шести укорочены через один. Барабанчики и трибки свободно посажены на своих осях, а крайний правый барабанчик (начальный) 15 связан с входным валиком спидометра. При вращении начального барабанчика его двузубка 16 подходит к укороченному зубцу 10 трибки, поворачивая ее на 1/3 оборота, и продолжает свое вращение. При этом трибка повернет следующий барабанчик на два зубца, т.е. на 1/10 его оборота.
Пока двузубка начального барабанчика совершает свой полный оборот, трибка не вращается, так как два ее длинных зубца скользят по цилиндрической части барабанчика, где нет впадин. Такая конструкция обеспечивает поворот каждого последующего барабанчика на 1/10 оборота, после того как предыдущий сделает полный оборот.
При шести барабанчиках, обычно применяемых в спидометрах, через 100 000 оборотов,начального барабанчика все другие возвращаются в исходное положение, и отсчет показаний счетного узла начинается с нуля.
Движением спидометру передается от коробки передач гибким валиком, один конец которого соединяется со спидометром, а другой — с выходным валом коробки передач автомобиля. Этот валик состоит из троса с наконечниками, заключенного в оболочку с ниппелями и гайками. Оболочка укреплена неподвижно, она защищает трос от повреждений и сохраняет смазку, необходимую для длительной и надежной работы троса. Между тросом и оболочкой имеется зазор.
Гибкий трос состоит из нескольких винтовых многозаходных пружин, навитых одна на другую в несколько слоев и имеющих общий внутренний сердечник из прямой проволоки. Направления навивки слоев чередуются. В спидометре между приводным валиком 3 (рис. 12.17, в) и начальным барабанчиком 75 счетного узла применяют три понижающие ступени червячных передач I, II и III с общим передаточным числом 624 или 1000 (автомобили ВАЗ).
Между входным валиком спидометра и начальным барабанчиком установлена жесткая связь, поэтому точность показаний пробега автомобиля на счетном узле зависит от передаточного числа редуктора 18 привода спидометра и состояния шин автомобиля. Передаточное число привода спидометра выбирают в зависимости от передаточного числа главной передачи и радиуса качения колес автомобиля.
Погрешность измерения пройденного пути зависит от износа протектора, в результате которого действительный радиус качения колеса отличается от расчетного, от изменения давления воздуха в шинах, нагрузки на колеса, пробуксовки колес, неровностей дороги и др. Эти причины могут вызвать погрешность измерения до 10...15% от общего пробега.