![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218760.jpg)
Рис. 12.12. Механизм управления коробкой передач: 1 - крышка картера коробки передач; 2 - ползун включения I передачи и заднего хода; 3 - головка ползуна; 4 - пружина предохранителя включения заднего хода; 5 - промежуточный рычаг включения I передачи и заднего хода; 6 - рычаг переключения передач; 7 - корпус рычага переключения; 8 - шарик фиксатора; 9 - ползун включения IV и V передач; 10 - ползун включения II и III передач; 11 - сапун для сообщения картера коробки передач с атмосферой; 12 - вилка включения I передачи и заднего хода; 13 - вилка включения II и III передач; 14 - вилка включения IV и V передач; 15 - штифт замка ползунов; 16 - шарик замка ползунов
В специальных гнездах установлены ползун 2 включения I передачи и заднего хода, ползун 9 включения IV и V передач и ползун 10 включения II и III передач. На ползунах закреплены болтами вилки, которые входят в зацепление с шестернями вторичного вала и синхронизаторами. Вилки включения II и III передач 13, а также IV и V передач 14 венчаются головками с пазами. На ползуне I передачи и заднего хода кроме вилки 12, закрепленной на заднем конце ползуна, установлена еще головка 3. В паз этой головки входит промежуточный рычаг 5 включения I передачи и заднего хода. В пазы головок вилок и промежуточного рычага включения I передачи и заднего хода входит нижний конец рычага переключения передач 6, установленный в гнезде корпуса рычага переключения передач 7. Шаровая опора рычага поддерживается конической пружиной. Передвигая рычаг из стороны в сторону, можно вводить его нижний конец в пазы головок и включать различные передачи.
При движении автомобиля, особенно по плохим дорогам, шестерни могут произвольно выходить из зацепления с нужными шестернями. Чтобы этого не случилось, на ползунах делаются проточки, соответствующие полному зацеплению зубчатых колес, и в эти проточки при помощи пружин вдавливаются фиксирующие шарики 8. Они не допускают произвольного переключения передач и обеспечивают зацепление шестерен на всю длину зубьев.
Если водитель неправильно повернет рычаг переключения передач и его нижний конец войдет в пазы вилок сразу двух передач, может произойти одновременное включение двух передач, что приведет к поломке шестерен.
Решить проблему одновременного включения двух передач помогает установка замка. Он состоит из штифта 15, вставленного в отверстие среднего ползуна и двух пар шариков 16 замка. На ползунах сделаны углубления: на крайних — по одному со стороны среднего ползуна, а на среднем — с обеих сторон. Диаметры шариков и длина штифта подобраны так, что при перемещении одного ползуна они входят в углубления двух других и не позволяют им передвинуться и ввести в зацепление другие шестерни.
Для предотвращения случайного включения заднего хода при движении автомобиля вперед служит предохранитель от случайного включения заднего хода. Он состоит из промежуточного рычага 5 и упора с пружиной 4. Работа предохранителя основана на сопротивлении пружины. Передвигая рычаг, водитель чувствует сопротивление пружины и таким образом определяет включение передачи заднего хода или I передачи.
Механизм переключения передач на многих моделях легковых автомобилей незначительно отличается от описанного выше. Основное отличие заключается в расположении штоков и головок вилок, а также в расположении фиксаторов. Замок вместо шариков может иметь стопорные плунжеры.
Дистанционный привод переключения передач имеют автомобили с передними ведущими колесами.
Рычаг переключения передач 16 (рис. 12.13) установлен на шаровой опоре 19. К рычагу при помощи пальца присоединена тяга привода переключения передач 15. К тяге при помощи шарнира присоединен шток выбора передач 6. Он соединен, в свою очередь, с рычагом штока выбора передач 5, установленным внутри картера сцепления 4. Рычаг 5 соединяется с рычагом механизма выбора передач 3. Положение этого рычага фиксируется фиксатором 2.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218761.jpg)
Рис. 12.13. Дистанционный привод переключения передач: 1 - картер коробки передач; 2 - фиксатор; 3 - рычаг механизма выбора передач; 4 - картер сцепления; 5 - рычаг штока выбора передач; 6 - шток выбора передач; 7 - втулка штока; 8 - сальник штока; 9 - защитный чехол; 10 - корпус шарнира; 11 - втулка шарнира; 12 - наконечник шарнира; 13 - хомут; 14 - защитный чехол тяги; 15 - тяга привода переключения передач; 16 - рычаг переключения передач; 17 - втулка реактивной тяги; 18 - реактивная тяга; 19 - шаровая опора рычага переключения передач
Двигатель при помощи реактивной тяги 18 соединяется с втулкой 17 опоры рычага. Во втулке реактивная тяга перемещается свободно. Шаровая опора рычага 19 крепится к реактивной тяге 18, благодаря чему осевое перемещение двигателя не передается на механизм выбора передач.
Механизм выбора передач состоит из корпуса 7 (рис. 12.14), установленной на нем оси 1, на которой закреплен двуплечий рычаг 3 выбора передач, и фиксатора 2. Двуплечий рычаг с обеих сторон имеет пружины, которые устанавливают рычаг в положение IV и III передач. В корпусе 7 на оси 6 установлена вилка включения заднего хода 5. В гнездо вилки 5 входит поводок головки штока заднего хода.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218762.jpg)
Рис. 12.14. Механизм выбора передач: 1 - ось рычага выбора передач; 2 - фиксатор рычага выбора передач; 3 - рычаг выбора передач; 4 - пластина рычага выбора передач; 5 - вилка включения заднего хода; 6 - ось вилки включения заднего хода; 7 - корпус механизма выбора передач