Сцепление рычажного тира имеет три основные части: кожух 4, нажимной диск 23 и ведомый диск 2 (рис. 11.4).
Рис. 11.4. Сцепление рычажного типа и привод выключения сцепления: 1 - картер; 2 - ведомый диск; 3 - теплоизолирующая шайба; 4 - кожух; 5, 10 - пружины; 6 - главный цилиндр; 7 - оттяжная пружина педали; 8 - толкатель главного цилиндра; 9 - педаль; 11 - подшипник выключения сцепления; 12 - муфта выключения сцепления; 13 - защитные поролоновые кольца; 14 - регулировочная гайка; 75 - шаровая опора; 16 - коническая пружина; 17 - опорная вилка; 18 - вилка выключения сцепления; 19 - толкатель рабочего цилиндра; 20 - рабочий цилиндр; 27 - маховик; 22 - рычаг выключения сцепления; 23 - нажимной диск
Кожух сцепления стальной, штампованный, имеет три лапы для крепления к маховику. В каждой лапе выполнено по два отверстия для болтов.
Нажимной диск 23 чугунный, литой. Поверхность, обращенная к ведомому диску 2, тщательно обработана. Нажимной диск прижимается к маховику усилием девяти двойных пружин 5 и 10. В пружинных кожухах нажимного диска установлены три рычага выключения сцепления 22. К рычагам при помощи пальцев присоединены опорные вилки 17. Для уменьшения износа в отверстия рычагов вставлены игольчатые подшипники. Рычаги с помощью вилок и сферических гаек закреплены на кожухе сцепления. Под нажимными пружинами уложены теплоизолирующие шайбы 3. Внутренние концы рычагов должны находиться строго в одной плоскости. Их положение регулируется при помощи регулировочных гаек 14.
Ведомый диск сцепления объединен с гасителем крутильных колебаний (рис. 11.5). Ступица диска 12 изготовлена заодно с фланцем. Во фланце выполнено шесть окон для пружин 9 демпфера крутильных колебаний и шесть вырезов для прохода пальцев 10, соединяющих диск гасителя 11 с диском сцепления 6. К диску 6 приклепаны заклепками 5 пластинчатые пружины 8. Пластинчатые пружины имеют две волны, направленные в противоположные стороны. К волне, направленной в одну сторону, приклепывается заклепками 4 фрикционная накладка 7. Другая фрикционная накладка приклепывается с другой стороны к другой волне пластинчатой пружины. Такая конструкция пружины обеспечивает более плавное включение сцепления. Фрикционные накладки имеют прорези для быстрого удаления с трущихся поверхностей продуктов трения. Заклепки 4 изготавливаются из мягкого металла. Головки заклепок должны быть утоплены впотай.
Рис. 11.5. Ведомый диск сцепления: 1 - нажимная пружина; 2 - теплоизолирующая шайба; 3 - фрикционная шайба; 4, 5 - заклепки; 6 - диск сцепления; 7 - фрикционные накладки; 8 - пластинчатая пружина; 9 - пружина демпфера; 10 - палец; 11 - диск гасителя; 12 - ступица; 13 - балансировочный грузик
Вырезы для пальцев 10 во фланце ступицы имеют больший диаметр, чем заклепки. Это дает возможность ведомому диску поворачиваться относительно ступицы на некоторый угол при резких изменениях частоты вращения коленчатого вала и частично гасить крутильные колебания.
Привод выключения сцепления гидравлический, состоит из главного цилиндра 6, педали и рабочего цилиндра 20 (см. рис. 11.4).
Главный цилиндр привода выключения сцепления (рис. 11.6) состоит из корпуса 5, внутри которого помещен фигурный поршень 2. Для предотвращения утечки жидкости задняя часть поршня уплотнена резиновой манжетой 1. От выхода из цилиндра поршень удерживается стопорным кольцом 14. От попадания пыли и грязи цилиндр защищен резиновым чехлом 16, одна сторона которого надета на цилиндр, а другая — на толкатель 17. Толкатель имеет проушину 19 для соединения с педалью. Толкатель и проушина соединяются на резьбе и удерживаются от самопроизвольного вращения контргайкой 18. Между толкателем и поршнем должен быть зазор 0,3...0,9 мм, регулируемый изменением длины толкателя.
Рис. 11.6. Главный цилиндр привода выключения сцепления: 1, 4 - манжеты; 2 - поршень; 3 - пластинка; 5 - корпус главного цилиндра; 6 --пружина; 7 - упорное кольцо; 8 - обойма клапана; 9 - клапан; 10 - крышка; 11 - отражатель; 12 - резервуар главного цилиндра; 13 - штуцер; 14 - стопорное кольцо; 15 - упорная шайба; 16 - чехол; 17 - толкатель рабочего цилиндра; 18 - контргайка; 19 - проушина; А - компенсационное отверстие; Б - перепускное отверстие
В головке поршня имеются сквозные каналы, прикрываемые пластинкой 3. Клапан прижимается к головке поршня пружиной 6 через резиновую манжету 4. Для выхода жидкости из главного цилиндра имеется клапан 9.
Запас жидкости содержится в резервуаре корпуса 12, закрытом крышкой 10. В крышке имеются вентиляционные отверстия для поддержания в резервуаре атмосферного давления. Чтобы жидкость не выплескивалась через вентиляционные отверстия, на крышке имеется отражатель 11. Резервуар крепится к корпусу при помощи штуцера 13. Жидкость из резервуара в цилиндр поступает через компенсационное А и перепускное Б отверстия. Компенсационное отверстие сообщает резервуар с рабочей зоной цилиндра, а перепускное — с нерабочей зоной цилиндра.
Педаль при выключении сцепления перемещает поршень 2 через проушину 19 и толкатель 17. Передвигаясь, поршень резиновой манжетой закрывает компенсационное отверстие и после этого вытесняет жидкость через клапан 9 в рабочий цилиндр.
Если в рабочем цилиндре имеется воздух, то выключить сцепление при первом нажатии на педаль невозможно. В этом случае необходимо быстро отпустить педаль сцепления и сразу же повторно нажать. Когда водитель отпускает педаль, поршень главного цилиндра под действием пружины 6 быстро возвращается в исходное положение. В рабочей зоне цилиндра создается разрежение, и за счет этого разрежения, а также давления в резервуаре жидкость проходит через пластинчатый клапан 5, отгибает края манжеты 4 и заполняет рабочую зону цилиндра. При быстром повторном нажатии на педаль в рабочий цилиндр подается дополнительное количество жидкости и обеспечивается выключение сцепления.
Рабочий цилиндр привода выключения сцепления (рис. 11.7) состоит из корпуса^, внутри которого находится поршень 8, уплотненный резиновыми манжетами 7. Толкатель 6 соприкасается с поршнем. Резиновый гофрированный чехол 5 и защитное кольцо 4 защищают цилиндр от загрязнения. Чехол удерживается на корпусе пружинным кольцом 3. Жидкость в цилиндр подводится по трубопроводу от главного цилиндра, для чего на корпусе имеется штуцер. Для удаления случайно попавшего в цилиндр воздуха установлен клапан прокачки 2, закрытый защитным колпачком 1.
Рис. 11.7. Рабочий цилиндр привода выключения сцепления: 1 - защитный колпачок; 2 - клапан прокачки; 3 - пружинное кольцо; 4 - защитное кольцо; 5 - чехол; 6 - толкатель; 7 - манжета; 8 - поршень; 9 - корпус цилиндра; 10 - пружина
Сцепление диафрагменного типа состоит из кожуха 16 (рис. 11.8), нажимного диска 8 и ведомого диска 4. От сцепления рычажного типа оно отличается устройством нажимных пружин и нажимного диска. Нажимной диск 8 соединяется с кожухом гибкими соединительными пластинами 19 для передачи вращения. Нажимная пружина диафрагменного типа 9 наружным диаметром опирается на края нажимного диска, а внутренним — на подшипник 10 муфты выключения сцепления 14. В кожухе диафрагменная пружина опирается на опорные кольца 5 и 7.
Рис. 11.8. Сцепление диафрагменного типа и привод выключения сцепления: 1 - главный цилиндр; 2 - картер; 3 - маховик; 4 - ведомый диск; 5, 7 - опорные кольца; 6 - оттяжная пружина педали; 8 - нажимной диск; 9 - нажимная диафрагменная пружина; 10 - подшипник выключения сцепления; 11 - толкатель главного цилиндра; 12 - педаль; 13 - защитные поролоновые кольца; 14 - муфта выключения сцепления; 15 - шаровая опора; 16 - кожух; 17 - вилка выключения сцепления; 18 - толкатель рабочего цилиндра; 19 - соединительные пластины; 20 - рабочий цилиндр
Выключение сцепления происходит при воздействии муфты выключения на внутренние концы лепестков диафрагменной пружины 9. Когда лепестки прогибаются в сторону нажимного диска 8, наружный край диафрагменной пружины отходит от нажимного диска, и сцепление выключается.
Тросовый привод выключения сцепления применяется на некоторых легковых автомобилях (ВАЗ-2110, -1111 и др.).
Ось педали выключения сцепления 5 (рис. 11.9) шарнирно установлена в кронштейне 4, на котором крепится и тормозная педаль. При помощи стопорной скобы 2 к педали присоединен верхний наконечник троса 7. Трос заключен в оболочку 8. Второй конец троса 15 при помощи наконечника 16 соединяется с поводком троса 17. Длина троса регулируется при помощи регулировочной гайки 18 и контргайки 19. Трос с помощью фиксатора 20 соединяется с вилкой выключения сцепления 21.
Рис. 11.9. Тросовый привод выключения сцепления: 1 - верхний наконечник троса; 2 - стопорная скоба; 3 - возвратная пружина педали сцепления; 4 - кронштейн педалей сцепления и тормоза; 5 - педаль сцепления; 6 - верхний наконечник оболочки троса; 7 - скоба; 8 - оболочка троса; 9 - задняя крышка коробки передач; 10 - нижний наконечник оболочки троса; 11 - упорная шайба; 12 - резиновая втулка демпфера; 13 - гайка; 14 - защитный колпачок; 15 - трос; 16 - нижний наконечник троса; 17 - поводок троса; 18 - регулировочная гайка; 19 - контргайка; 20 - фиксатор поводка; 21 - вилка выключения сцепления; 22 - уплотнитель оболочки троса
Для выключения сцепления необходимо нажать на педаль 5, при этом она потянет за собой трос 15. Трос, в свою очередь, тянет за собой поводок 17, а вместе с ним вилку 21, которая, проворачиваясь на шаровой опоре 15 (см. рис. 11.8), давит на плечики муфты 14. Муфта, передвигаясь по направляющей втулке ведущего вала коробки передач, упорным шариковым подшипником 10 нажимает на внутренние концы лепестков диафрагменной нажимной пружины 9 и освобождает нажимной диск от давления нажимной пружины. Сцепление выключается. При отпускании педали выключения сцепления 5 возвратная пружина 3 (см. рис. 11.9) возвращает все детали привода в исходное положение, диафрагменная пружина прижимает диск к ведомому, и сцепление включается.