Наибольшее распространение получили механические трансмиссии, выполненные по различным схемам в зависимости от общей компоновки агрегатов автомобиля, включая расположение двигателя и ведущих колес.
Если автомобиль имеет один задний ведущий мост (рис. 10.1, а), то его трансмиссия состоит из сцепления 1, коробки передач 2, карданного вала 3 и заднего моста 4, в котором находится главная передача, дифференциал и полуоси (приводные валы колес). Такой тип трансмиссии применяется на легковых и грузовых автомобилях. На легковых автомобилях с передним ведущим мостом трансмиссия состоит из сцепления, главной передачи и дифференциала, объединенных в одном корпусе коробки передач. Вращение от дифференциала передается на передние ведущие колеса при помощи приводных валов с карданами равных угловых скоростей.
Рис. 10.1. Схемы трансмиссий автомобилей: а - с одним задним ведущим мостом, б - с передним и задним ведущими мостами, в - с двумя задними ведущими мостами; г и д - с тремя ведущими мостами; е - с четырьмя ведущими мостами; 1 - сцепление, 2 - коробка передач, 3, 6 - карданные валы; 4, 8 - задние ведущие мосты; 5 - передний ведущий мост; 7 - раздаточная коробка
Если у автомобиля два моста и оба ведущие (рис. 10.1, б), то на них дополнительно устанавливается раздаточная коробка 7, объединенная с дополнительной коробкой передач. В трансмиссию такого автомобиля входит также карданная передача к переднему ведущему мосту, в котором имеется главная передача, дифференциал и приводные валы колес.
Автомобили с двумя задними ведущими мостами и передним управляемым (рис. 10.1, в) имеют средний проходной мост, т.е. карданная передача от коробки передач соединяется с ведущим валом главной передачи. К этому же валу присоединяется карданная передача и к заднему ведущему мосту.
Если кроме двух задних ведущих мостов автомобиль имеет еще и передний ведущий мост 5 (рис. 10.1, г), то в трансмиссии устанавливается раздаточная коробка 7. От нее карданные передачи идут по отдельности к каждому заднему и к переднему мостам. Существует и другая схема: крутящий момент передается от раздаточной коробки на задний мост через проходной средний мост (рис. 10.1, д).
На автомобилях с четырьмя ведущими мостами (рис. 10.1, е), как правило, устанавливается два двигателя, каждый из которых передает крутящий момент на два ведущих моста. Трансмиссия таких автомобилей включает в себя два комплекта механизмов, которые имеют автомобили с двумя задними мостами. Каждый комплект обслуживает свой двигатель. Эти автомобили при необходимости могут работать вместе или поочередно то на одном, то на другом двигателе.
Для характеристики автомобилей используют колесную формулу, в которой первая цифра указывает общее число колес, а вторая — число ведущих колес.
Автомобиль с двумя мостами, из которых только один ведущий, имеет колесную формулу 4x2. Если оба моста — ведущие, то колесная формула будет 4x4.
Автомобили КамАЗ, у которых два задних ведущих моста и один передний управляемый мост, имеют колесную формулу 6x4.
Если автомобиль имеет все три ведущих моста, то его колесная формула 6x6. Соответственно автомобиль с четырьмя ведущими мостами имеет колесную формулу 8x8.
Кроме описанных выше типов механической трансмиссии существует гидромеханическая трансмиссия. Из бесступенчатых трансмиссий различных типов наибольшее распространение имеют гидромеханические коробки передач. Они состоят из гидродинамического бесступенчатого преобразователя крутящего момента (гидротрансформатора) ^механической планетарной коробки передач. Основными преимуществами таких трансмиссий являются:
- обеспечение полной загрузки двигателя на рабочих режимах;
- автоматическая трансформация передаваемого крутящего момента;
- возможность автоматического переключения передач.
К недостаткам можно отнести сложность конструкции, более низкий коэффициент полезного действия и большую стоимость.
Еще одним видом трансмиссии является электромеханическая трансмиссия. В ней сцепление, коробка передач, а иногда и остальные агрегаты трансмиссии заменяются генератором и электродвигателем (или несколькими электродвигателями). Электромеханические трансмиссии могут работать на постоянном или переменном токе. Трансмиссии на переменном токе компактнее и легче, но не обеспечивают бесступенчатого регулирования крутящего момента. Поэтому электромеханические трансмиссии, как правило, работают на постоянном токе. Кроме того, эти трансмиссии могут иметь один тяговый электродвигатель или несколько, расположенных в каждом ведущем колесе.