Механизм сцепления
На автомобиле установлено однодисковое сухое сцепление с периферийным расположением пружин и механическим приводом выключения сцепления.
Кожух сцепления 3 (рис. 11.1) стальной штампованный с четырьмя лапами. В каждой лапе имеется по два отверстия для крепления через них кожуха к маховику 2. Нажимной диск 7 отливается из чугуна. Поверхность, обращенная к маховику, тщательно обработана. На другой стороне отлиты четыре проушины для присоединения рычагов при помощи пальцев 18 и игольчатых подшипников 17. К этим же рычагам при помощи пальцев 18 присоединены вилки. Стержень вилок пропущен через отверстие в кожухе, и на них навернуты полусферические гайки. Между пальцами присоединения вилок и рычагами также имеется игольчатый подшипник 17.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218737.jpg)
Рис. 11.1. Сцепление автомобиля ЗИЛ-431410: 1 - крышка картера сцепления; 2 - маховик; 3 - кожух сцепления; 4 - заклепка крепления пружинных пластин к кожуху сцепления; 5 - пружинные пластины; 6 - болт крепления пружинных пластин к нажимному диску; 7 - нажимной диск; 8 - ведомый диск; 9 - нажимная пружина; 10 - болт крепления маховика к фланцу коленчатого вала; 11 - передний подшипник ведущего вала коробки передач; 12 - коленчатый вал; 13 - масленка переднего подшипника ведущего вала; 14 - пружина гасителя крутильных колебаний; 15 - балансировочный грузик; 16 - картер маховика и сцепления; 17 - игольчатый подшипник; 18 - палец крепления рычага к опорной вилке; 19 - опорная вилка рычага выключения; 20 - гайка со сферической поверхностью; 21 - упорная пластина; 22 - рычаг выключения; 23 - упорный шариковый подшипник муфты выключения; 24 - ведущий вал коробки передач; 25 - вилка выключения сцепления
Внутренние концы всех четырех рычагов 22 должны находиться строго в одной плоскости. Если это условие не выполняется хотя бы для одного рычага, работа сцепления будет нарушена. Для равномерного распределения усилия нажимных пружин 9 по всему нажимному диску 7 на нем имеются установочные пальцы. На них первоначально надеваются теплоизолирующие шайбы, а затем пружины. Чтобы предотвращать перекосы пружин, кожух сцепления против установочных пальцев имеет проштампованные отверстия с внутренними буртиками. Эти буртики и предотвращают перекосы пружин. Для более надежной передачи вращения с кожуха на нажимной диск они соединяются пружинными пластинами 5.
Ведомый диск 8 представляет собой тонкий стальной диск, к которому с обеих сторон приклепываются фрикционные накладки из прессованной асбестовой крошки. Стальной диск имеет несколько разрезов для предотвращения коробления. Коробление диска возможно при пробуксовке сцепления, когда диск сильно нагревается.
При резком изменении частоты вращения коленчатого вала в трансмиссии автомобиля возникают крутильные колебания, способствующие ослаблению креплений, износу отдельных деталей и механизмов, а также поломке зубьев шестерен. Для уменьшения вредных последствий на ведомых дисках сцеплений устраиваются гасители крутильных колебаний (рис. 11.2).
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218738.jpg)
Рис. 11.2. Гаситель крутильных колебаний: 1 - стальные фрикционные пластины гасителя; 2 - маслоотражатель; 3 - диск гасителя; 4 - ведомый диск; 5 - фрикционная накладка ведомого диска; 6 - кольцо гасителя; 7 - опорная пластина пружины гасителя; 8 - ступица ведомого диска
Ступица 8 ведомого диска не имеет жесткой связи с диском. Она имеет внутренние шлицы для соединения со шлицами ведущего вала коробки передач и устанавливается внутри стального ведомого диска. С одной из сторон ведомого диска устанавливается кольцо гасителя 6. На кольце гасителя и на ведомом диске заклепками закреплены стальные фрикционные пластины 1. По обе стороны фланца ступицы и ведомого диска устанавливаются диски гасителя 3 и маслоотражатели 2. Маслоотражатели, диски гасителя и фланец ступицы соединяются друг с другом заклепками. При таком креплении ведомый диск оказывается свободным и может поворачиваться на некоторый угол относительно ступицы. В дисках гасителя 5, кольце гасителя 6 и ведомом диске 4 устроены окна, в которые вставляются пружины с опорными пластинами 7. Пружины находятся в предварительно сжатом, но не до конца, состоянии.
Возвращаемся к рис. 11.1. При работающем двигателе вращение маховика передается через болты на кожух сцепления J, а с него через заклепки 4 на пружинные пластины 5 и через болты 6 на нажимной диск. С нажимного диска 7 вращение за счет трения передается на фрикционные накладки и на стальной диск, далее через пружины 14 гасителя крутильных колебаний на диски гасителя 3 (см. рис. 11.2), через заклепки на фланец ступицы, на ступицу и через шлицы на ведущий вал коробки передач. При резком изменении частоты вращения пружины гасителя сжимаются и за счет этого несколько уменьшаются крутильные колебания.
Привод выключения сцепления
На автомобиле ЗИЛ-431410 привод выключения сцепления механический (рис. 11.3). Педаль 19 выключения сцепления при помощи стяжного болта закреплена на конце вала 6. Вал поворачивается в кронштейне 5. Для уменьшения износа вала и кронштейна на валу встроена масленка 8. Через нее по продольному каналу и радиальному сверлению консистентная смазка подается на трущиеся поверхности. На другом конце вала 6 закреплен рычаг 4, к которому при помощи пальца присоединена тяга Рот рычага вилки И. Длину тяги можно изменить при помощи шаровой гайки 10 во время регулировки свободного хода педали. В исходном положении педаль удерживается пружиной 15. Вилка выключения сцепления 16 опирается на плечики муфты выключения сцепления 1. В исходное положение муфта возвращается оттяжной пружиной 2. На муфте напрессован упорный шариковый подшипник. Между этим подшипником и внутренними концами рычагов сцепления для свободного хода педали оставляется зазор в 3...4 мм.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218739.jpg)
Рис. 11.3. Механизм выключения сцепления: 1 - муфта выключения сцепления; 2 - оттяжная пружина; 3 - рычаг выключения; 4 - рычаг; 5 - кронштейн; 6 - вал; 7 - продольная балка рамы автомобиля; 8, 12 - масленки; 9 - тяга выключения сцепления; 10 - шаровая гайка; 11 - рычаг вилки; 13 - подшипник вилки; 14 - нижняя часть педали; 15 - оттяжная пружина; 16 - вилка выключения сцепления; 17 - верхняя часть педали; 18 - резиновый уплотнитель; 19 - рычаг педали
Для выключения сцепления необходимо нажать на педаль 19. При этом рычаг 4 при помощи тяги 9 повернет рычаг 11 вилки, вилка передвинет муфту выключения сцепления 1 по направляющей втулке ведущего вала коробки передач. Упорный шариковый подшипник одновременно нажмет на рычаги и отведет нажимной диск от ведомого — передача вращения с маховика на ведомый диск прекратится.