Рулевой механизм состоит из картера 1 (рис. 19.6), в котором на двух шариковых подшипниках установлен винт 2 с шариковой гайкой, находящейся в зацеплении с валом-сектором 3. Затяжка шариковых подшипников осуществляется прокладками 5, установленными под крышкой корпуса рулевого механизма. Вал-сектор установлен на двух металлокерамических подшипниках, запрессованных в боковых крышках 8 и 14.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218844.jpg)
Рис. 19.6. Рулевой механизм автомобилей «ГАЗель»: 1 - картер; 2 - винт с шариковой гайкой; 3 - сектор; 4 - пробка заливного отверстия; 5 - регулировочные прокладки; 6 - карданный вал; 7 - уплотнитель рулевого вала; 8, 14 - крышки; 9 - пробка; 10 - уплотнительное кольцо; 11 - стопорное кольцо; 12 - наружное кольцо подшипника вала сектора; 13 - уплотнитель вала сектора; 15 - сошка
Выходящие наружу концы вала-сектора уплотнены в картере специальными уплотнителями 13, а крышки — уплотнительными кольцами 10. Сошка 15 закреплена на валу-секторе 3 на мелких конических шлицах разрезной шайбой и гайкой. Картер заполняется маслом через отверстие, закрываемое пробкой 4.
При вращении винта шарики перекатываются по винтовому каналу, в результате чего шариковая гайка перемещается и через сектор 3 заставляет поворачиваться вал сошки и сошку 15.
Рулевой вал, шариковая гайка и шарики разукомплектованию не подлежат, так как они подбираются и обрабатываются индивидуально.
Передаточное число рулевого механизма равно 23,09.
Рулевое колесо установлено на мелких конических шлицах рулевого вала и закреплено стопорной шайбой и гайкой. Вал рулевой колонки вращается в двух шариковых подшипниках, установленных в верхнем и нижнем кожухах. Регулировка этих подшипников в процессе эксплуатации не требуется. Винт рулевого механизма соединяется с валом рулевого колеса карданной передачей. Вилка карданного шарнира крепится с помощью клина. Клин удерживается стопорной шайбой и гайкой. Гайка шплинтуется.
Нижний кожух колонки рулевого управления крепится четырьмя болтами к кронштейну педалей сцепления и тормоза. На кожухе закреплен выключатель зажигания.
Конструкция рулевой колонки позволяет изменять положение рулевого колеса по высоте и углу наклона. Регулировка производится после того, как водитель отрегулировал по своему росту и весу сиденье относительно педалей управления.