Стеклоочиститель и стеклоомыватель управляются специальным переключателем, расположенным на рулевой колонке. Переключатель имеет пять положений: выключено, включена малая скорость, включена большая скорость, включена прерывистая работа стеклоочистителя. Одновременная работа стеклоочистителя и стеклоомывателя. Последний режим включается, если потянуть ручку переключателя на себя. При выключении стеклоочистителя его щетки останавливаются не сразу, а только после того, как дойдут до нижнего уплотнения лобового стекла.
Стеклоочиститель (рис. 18.18) состоит из электродвигателя с редуктором червячного типа. Червяк редуктора изготовлен как одно целое с валом электродвигателя. В зацеплении с червяком находится червячное колесо, на оси которого монтируется рычажная система привода щеток стеклоочистителя. Для выключения электродвигателя в момент, когда щетки дойдут до нижнего уплотнителя ветрового стекла, служит концевой выключатель.
Рис. 18.18. Стеклоочиститель: 1 - ось рычага щетки; 2 - сальник; 3 - рычаг щетки; 4 - стекло; 5 - щетка; 6 - контакты концевого выключателя; 7 - эксцентрик концевого выключателя; 8 - пластина концевого выключателя; 9 - шестерня; 10 - вал шестерни; 11 - упорный шарик; 12 - фетровая шайба с запасом смазки; 13 - якорь; 14 - корпус электродвигателя; 15 - постоянный магнит; 16 - коллектор; 17 - корпус редуктора; 18 - подшипник; 19 - вал электродвигателя с червяком; 20 - контргайка; 21 - упорный винт; 22 - штекерная колодка
Омыватель ветрового стекла
При движении автомобиля по грязным дорогам ветровое стекло забрызгивается грязью встречными и обгоняющими автомобилями. Для улучшения работы стеклоочистителя грязь необходимо смывать.
Омыватели ветрового стекла состоят из бачка 10 (рис. 18.19), в котором установлен насос с приводом от электродвигателя 1, жиклеров и трубок. При включении электродвигателя вращение через вал насоса 13 передается на ротор насоса 15. Ротор насоса подает воду через штуцер 17, трубку 18, жиклеры и распылители на ветровые стекла.
Рис. 18.19. Омыватель ветрового стекла: 1 - электродвигатель привода насоса; 2 - якорь; 3 - постоянный магнит; 4 - корпус электродвигателя; 5 - коллектор; 6 - щеткодержатель; 7 - щетка; 8 - фланец; 9 - крышка крепления насоса; 10 - бачок; 11 - вал электродвигателя; 12 - муфта; 13 - вал насоса; 14 - корпус насоса; 15 - ротор насоса; 16 - фильтр; 17 - штуцер; 18 - трубка; 19 - пробка бачка
При температуре окружающего воздуха ниже 0°C воду из бачка омывателя необходимо слить.
Пневматические стеклоочистители
На некоторых автомобилях ЗИЛ и КамАЗ устанавливаются пневматические стеклоочистители. Внутри цилиндра 5 (рис. 18.20) установлены два поршня 1, соединенные рейкой 2. Тяга 6 соединяет поршни со скобой 8 и, через пружину 11, со скобой 10. Рейка 2 имеет зубчатый венец, который находится в постоянном зацеплении с зубчатым сектором 3, установленным на одном валике с рычагом щетки. Сжатый воздух переводится из баллона к распределительному устройству, помещаемому в крышке 7, по штуцеру 9. Распределительное устройство имеет двухсторонний клапан 15, два клапана 13 и 14 и перемычку 18.
Рис. 18.20. Пневматический стеклоочиститель: а - цилиндр пневматического стеклоочистителя; б - движение поршней вправо; в - движение поршней влево; 1 - поршень; 2 - рейка; 3 - сектор; 4 - - направляющая втулка; 5 - цилиндр; 6 - тяга; 7 - крышка; 8, 10 - скобы; 9 - штуцер; 11 - пружина; 12, 16, 17 - каналы; 13, 14, 15 - клапаны; 18 - перемычка; 19 - канал с фетровым фильтром; А и Б - полости цилиндра
Работа стеклоочистителя основана на возвратно-поступательном движении поршней 1 за счет подачи сжатого воздуха под поршни то с одной стороны, то с другой. В момент подачи сжатого воздуха под один поршень полость под другим поршнем сообщается с атмосферой. При передвижении поршней рейка 2 поворачивает сектор 5, а с ним валик с щеткой.
При движении поршней вправо полость А цилиндра сообщается с воздушным баллоном через канал 17, двухсторонний клапан 15 и канал 16, а полость Б — с атмосферой через клапан 14 и канал 19. Когда поршень приходит в крайнее правое положение, тяга 6 перемещает скобы 8 и 10, и пружина 11 резко переводит клапаны в положение, показанное на рис. 18.20, в. При этом полость А через каналы 16 и 12 и клапан 13 сообщается с атмосферой, а полость Б через клапан 15 — с воздушным баллоном. С этого момента поршни 1 начинают двигаться влево до крайнего левого положения, после чего процесс повторяется.