Рис. 19.4. Рулевое колесо и колонка: 1 - специальный болт; 2 - хомут корпуса выключателя зажигания и противоугонного устройства; 3 - основание переключателя света фар и указателей поворота; 4 - винт; 5 - специальная гайка; 6 - кожух (верхняя часть); 7 - верхний вал; 8 - гайка крепления рулевого колеса; 9 - пружина; 10, 19 - гайки; 11 - выключатель звукового сигнала; 12 - рулевое колесо; 13 - втулка шпилек; 14 - винт; 15 - резиновая шайба; 16 - втулка; 17 - болт; 18 - хомут крепления рулевой колонки; 20 - корпус выключателя зажигания и противоугонного устройства; 21 - выключатель зажигания, стартера и противоугонного устройства; 22 - шариковый подшипник; 23 - разжимное кольцо шарикового подшипника; А - зазор 0,5...2,0 мм между панелью приборов и хомутом крепления рулевой колонки; В - зазор 1...1,5 мм
Для включения противоугонного устройства ключ зажигания нужно повернуть против хода часовой стрелки до конца и вынуть его из выключателя. При этом защелка противоугонного устройства войдет в один из пазов верхнего вала 7 и зафиксирует его. При отпирании противоугонного устройства для облегчения поворота ключа необходимо слегка покачивать рулевое колесо из стороны в сторону. Рулевая колонка крепится к панели приборов хомутом 18 и двумя болтами 17. Между хомутом и панелью установлены две втулки 16 и резиновые шайбы 15. Такое крепление рулевой колонки дает ей возможность перемещаться вниз в случае столкновения автомобиля с препятствием.
Верхний и нижний рулевые валы соединяются эластичной энергопоглощающей безопасной муфтой (рис. 19.5), предназначенной для смягчения удара водителя о рулевое колесо при аварийных столкновениях. Состоит муфта из двух фланцев 7 со скосами и двух предохранительных пластин 2. Между ними установлена резиновая шайба 6. Детали муфты соединяются четырьмя шпильками 4 и гайками. Имеются усилительные 5 и стопорные 7 пластины.
Рис. 19.5. Безопасная муфта: 1 - фланец; 2 - предохранительная пластина; 3 - втулка; 4 - шпилька; 5 - усилительная пластина; б - резиновая шайба муфты; 7 - стопорная пластина
Передаточное число рулевого механизма равно 19,1. В ступице рулевого колеса установлена втулка сбрасывания переключателя указателей поворота. Если рулевое колесо нужно снять, то для последующей правильной установки его на место необходимо перед снятием нанести метки на валу и ступице и при установке эти метки совместить при условии, что трехгребневый ролик находится в средней части глобоидального червяка и управляемые колеса находятся в нейтральном положении.