Усилители должны обладать высокой чувствительностью и быстродействием при любом режиме работы и не должны препятствовать стабилизации управляемых колес.
Наибольшее распространение получили гидравлические усилители благодаря своему высокому рабочему давлению 6...10 МПа (60...100 кгс/см2) и малому времени срабатывания (0,2...0,4 с).
Усилители могут быть объединены с рулевым механизмом или выполнены отдельно.
Автомобили семейства ЗИЛ-5301 «Бычок»
На этих автомобилях, а также автомобилях семейства ЗИЛ-431410 усилители объединены с рулевым механизмом.
Рулевой механизм с гидроусилителем состоит из корпуса (цилиндра) усилителя 2, закрытого нижней крышкой 1 (рис. 19.8) и промежуточной крышкой 8. Внутри цилиндра находится поршень-рейка 3. Поршень в цилиндре уплотнен кольцами. В выточку поршня вставлена шариковая гайка 5, закрепленная в поршне установочными винтами 27. Через гайку и поршень проходит рулевой винт 4. На винте и внутри шариковой гайки нарезаны спиральные канавки, в которые вложены шарики 7. Они являются шариковой резьбой, облегчающей вращение рулевого винта. Для обеспечения циркуляции шариков начало и конец шариковой резьбы соединены желобом 6. Поршень имеет зубчатую рейку для зацепления с зубчатым сектором 22, выполненным заодно с валом рулевой сошки 18. Зацепление сектора с рейкой регулируется винтом 16. От самопроизвольного вращения винт удерживается контргайкой. Вал сошки установлен в корпусе на двух втулках, одна из которых установлена в боковой крышке, а другая — в приливе корпуса. Этот конец вала уплотненен сальником, на его конических шлицах установлена сошка, которая закреплена стопорной шайбой и гайкой. Внизу картера рулевого механизма имеется отверстие для слива рабочей жидкости, закрывающееся пробкой 17.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218846.jpg)
Рис. 19.8. Рулевой механизм с гидроусилителем: 1 - нижняя крышка; 2 - цилиндр усилителя; 3 - поршень-рейка; 4 - рулевой винт; 5 - шариковая гайка; 6 - желоб; 7 - шарик; 8 - промежуточная крышка; 9 - золотник клапана управления усилителем; 10 - корпус клапана управления; 11 - регулировочная гайка; 12 - крышка; 13 - игольчатый подшипник; 14 - боковая крышка; 15 - упорная шайба; 16 - регулировочный винт; 17 - магнитная пробка; 18 - вал рулевой сошки; 19 - центрирующая пружина; 20 - реактивный плунжер; 21 - установочный винт; 22 - зубчатый сектор
В верхней части цилиндра закреплен корпус клапана управления 10. Внутри него на рулевом винте 4 между двумя шариковыми подшипниками находится золотник 9 клапана. В среднем, нейтральном, положении золотник удерживается двенадцатью реактивными плунжерами 20 и пружинами 19. Подшипники и золотник зажимаются регулировочной гайкой 77 и от среднего положения могут перемещаться вместе с рулевым винтом на 1...1,5 мм.
Для обеспечения возможности управлять автомобилем при неработающем двигателе служит шариковый клапан, установленный в золотнике.
Автомобиль ГАЗ-3110 «Волга»
Рулевое управление этого автомобиля тоже имеет гидроусилитель. Оно состоит из рулевого механизма со встроенным усилителем, шестеренчатого масляного насоса, приводимого в работу от шкива ременной передачей, и бачка насоса рулевого усилителя с запасом масла. Бачки могут быть разборными и неразборными. Фильтрующие элементы в бачках необходимо менять через каждые 100000 км пробега, но не реже чем через два года эксплуатации. Бачок всасывающим шлангом соединяется с насосом, а сливным шлангом — с клапаном управления рулевого механизма. От клапана управления к насосу идет нагнетательный шланг, по которому насос нагнетает масло в усилитель. Из усилителя масло по шлангу возвращается в бачок, а оттуда по шлангу поступает в масляный насос.
Работа клапана управления и гидроусилителя руля аналогична описанным ранее. В настоящее время наличие гидроусилителя руля не входит в базовую комплектацию автомобилей.