Рулевой привод легковых автомобилей
Привод состоит из боковых рычагов поворотных кулаков 1 (рис. 19.19) и регулировочных трубок 3 с наконечником тяги 2. Регулирование схождения колес производится изменением длины боковых тяг за счет регулировочных трубок. Трубки имеют с одной стороны правую резьбу, а с другой — левую. От самопроизвольного вращения трубки удерживаются стяжными хомутами 4 и болтами 5. Поперечная тяга 7 соединяется с сошкой 6 и маятниковым рычагом 8.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218859.jpg)
Рис. 19.19. Рулевые тяги рулевого привода легковых автомобилей: 1 - рычаг поворотного кулака; 2 - наконечник тяги; 3 - регулировочная трубка; 4 - стяжной хомут; 5 - болт; 6 - сошка; 7 - тяга сошки; 8 - маятниковый рычаг
Шарниры рулевых тяг. Все шарниры рулевых тяг — самоподтягивающиеся с полусферическими пальцами (рис. 19.20). Шарнир наконечника и средней тяги рулевой трапеции (рис. 19.20, а) состоит из шарового пальца 1, находящегося в корпусе 5. Верхней сферической частью палец опирается на внутреннюю сферу корпуса. Пальцы запрессовываются в проушины тяг и наконечников и крепятся в них разрезными гайками. После затяжки гайки шплинтуются. Корпус шарнира запрессовывается в проушину тяги 3. От попадания пыли и грязи шарнир защищен гофрированным резиновым чехлом 2. Шаровой палец кроме верхней имеет еще и нижнюю сферу, на которую опирается опорная пята 4, поджимаемая пружиной. Давление пружины устраняет люфт в шарнире. Крепится палец в корпусе шарнира заглушкой 6 и шплинтом 7. Шарнир тяги сошки (рис. 19.20, б) отличается устройством уплотнителя 8 тяги сошки и маятникового рычага. Он не гофрированный и имеет распорную втулку 9.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218860.jpg)
Рис. 19.20. Шариковые шарниры тяг рулевой трапеции: а - шарнир наконечника и средней тяги рулевой трапеции; б - шарнир тяги сошки; 1 - шаровой палец; 2 - - резиновый чехол; 3 - тяга; 4 - опорная пята; 5 - корпус шарнира; 6 - заглушка; 7 - шплинт; 8 - уплотнитель тяги сошки и маятникового рычага; 9 - распорная втулка
Маятниковый рычаг. Поперечная тяга с одной стороны подвешена на сошке руля, а с другой — на маятниковом рычаге. Маятниковый рычаг в корпусе-кронштейне вращается в двух металлокерамических втулках, которые запрессованы в резиновые защитные втулки. Одна втулка прижата своим торцом к плоскости бобышки маятникового рычага, а другая — к шайбе. Шайба вращается вместе с пальцем. Втулки входят в кронштейн с зазором, что позволяет переднему концу маятникового рычага упруго перемещаться до 2...4 мм за счет деформации резиновых втулок. Это перемещение не влияет на устойчивость и безопасность движения автомобиля, а также на износ шин. На переднем конце маятникового рычага установлен шаровой шарнир, одинаковый с шарниром сошки. Отличается он тем, что в нем установлен полиэтиленовый сухарь, который удерживает палец внутри корпуса в определенном положении.
Рулевой привод грузовых автомобилей. Конструктивно он несколько отличается от рулевого привода легковых автомобилей, у которых отсутствует продольная рулевая тяга. У грузовых автомобилей она имеется (см. рис. 19.2, в).
Усилие с вала сошки у грузовых автомобилей передается на сошку, на продольную рулевую тягу, рычаг продольной рулевой тяги, поворотный кулак, левый рычаг поперечной рулевой тяги, правый рычаг поперечной рулевой тяги и на правый поворотный кулак.
Рулевые рычаги соединяются с тягами шарнирно. Шаровые сочленения имеют различную конструкцию и тщательно защищены от попадания грязи; смазка подается в них через масленки. В некоторых моделях автомобилей в сочленениях тяг применяются пластмассовые вкладыши, не требующие смазки.
Шарнирное соединение продольной рулевой тяги (рис. 19.21, а) имеет вкладыши 1 и 3, охватывающие шаровой палец 2. Пружина 4 смягчает удары от колес и устраняет зазоры при износе сочленения. Для ограничения сжатия пружины (во избежание ее поломки) устанавливаются ограничительные упоры 5. Зазор в сочленениях устраняют резьбовой пробкой 6. В поперечных тягах (рис. 19.21, б, в) применяются эксцентриковые вкладыши (наконечники) Р, прижимаемые к шаровому пальцу пружиной, установленной снизу. При таком устройстве пружины не нагружаются силами, действующими на поперечную рулевую тягу, а устранение зазора при износе сочленений происходит автоматически. Концы поперечной тяги и наконечники 7 имеют правую и левую резьбу для регулировки длины тяги. После регулировки наконечники затягивают стяжными болтами 8.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218861.jpg)
Рис. 19.21. Шарнирные соединения рулевых тяг: а - продольной тяги; б, в - поперечной тяги; 1, 3 - вкладыши; 2 - палец; 4 - пружина; 5 - упор; 6 - пробка; 7, 9 - наконечники; 8 - стяжной болт