- малое время срабатывания тормозов вследствие несжимаемости жидкости;
- необходимое статическое распределение приводных сил между тормозными механизмами благодаря возможности применения колесных тормозных цилиндров разных размеров;
- небольшие габаритные размеры и масса приборов привода;
- высокий КПД (0,8...0,9) и удобство для компоновки.
Недостатками гидравлического привода тормозных механизмов являются:
- частичный или полный выход из строя привода при попадании внутрь системы воздуха;
- чувствительность к температурным условиям;
- потребность значительных мускульных сил для получения максимального тормозного эффекта, что исключает возможность применения его на автомобилях большой грузоподъемности.
Для повышения надежности тормоза с гидравлическим приводом выполняются двухконтурными. Контуром называется часть тормозного привода, остающаяся работоспособной при выходе из строя остальной части привода.
Схемы тормозных гидравлических приводов некоторых моделей автомобилей имеют незначительные различия, рассмотрим их.
Рабочая тормозная система автомобиля ГАЗ-31029 «Волга» выполнена по двухконтурной схеме. В один контур входят тормозные механизмы задних колес (рис. 20.12), а в другой — тормозные механизмы передних колес. Передние тормозные механизмы ] отличаются от задних 7 тем, что в них каждая тормозная колодка имеет отдельный колесный тормозной цилиндр, а у задних один колесный тормозной цилиндр работает на обе колодки. В тормозной привод входят также главный тормозной цилиндр 4 с вакуумным усилителем 5, сигнальное устройство 2 и регулятор давления 6.
Рис. 20.12. Двухконтурная схема рабочей тормозной системы автомобиля ГАЗ-31029 «Волга»: 1 - передний тормозной механизм; 2 - сигнальное устройство; 3 - сигнализатор неисправности рабочих тормозов; 4 - главный тормозной цилиндр; 5 - вакуумный усилитель; 6 - регулятор давления; 7 - задний тормозной механизм; 8 - кожух полуоси заднего моста с кронштейном
Гидравлический тормозной привод автомобиля ГАЗ-3110 «Волга» отличается тем, что тормозные механизмы его передних колес не барабанные, а дисковые (см. рис. 20.12). Задние тормоза — барабанные с одним колесным рабочим цилиндром на обе колодки. Рабочая тормозная система выполнена по двухконтурной схеме. В один контур включены задние колеса, а в другой — передние.
Автомобиль ГАЗ-2705 оборудован тремя тормозными системами:
- рабочей с двухконтурным приводом (раздельным торможением осей), работающим на тормозные механизмы всех колес;
- запасной, функции которой выполняет каждый контур рабочей тормозной системы;
- стояночной, действующей на тормозные механизмы задних колес.
Автомобиль имеет двухконтурный гидравлический тормозной привод. Один контур действует на задние барабанные тормоза, а второй — на передние дисковые тормоза. Кроме того, привод имеет двухкамерный вакуумный усилитель, двухпоршневой главный тормозной цилиндр с бачком и регулятор давления, установленный в приводе задних тормозных механизмов.
На автомобиле ВАЗ-1111 «Ока» применяется тормозная система с диагональным расположением контуров. Один контур объединяет тормозные механизмы левого переднего и правого заднего колес. Во второй контур включены правое переднее и левое заднее колеса. Диагональный привод тормозных механизмов обеспечивает сохранение прямолинейного движения и хорошую эффективность торможения при выходе из строя одного из тормозных контуров.
Тормозной привод имеет также главный тормозной цилиндр с вакуумным усилителем и регулятор давления. Регулятор давления запрещает блокировку задних колес прежде, чем заблокируются передние колеса. Он соединен с обоими контурами, и через него тормозная жидкость подается к тормозным механизмам обоих задних колес. Регулятор давления установлен в моторном отсеке.
Тормозная система автомобиля ГАЗ-3307 выполнена по двухконтурной схеме. Как и на большинстве автомобилей, один контур обслуживает задние тормозные механизмы, а другой — передние. Оба контура обслуживаются одним главным тормозным цилиндром, но в каждый контур включено по одному гидровакуумному усилителю. Имеется сигнальное устройство неисправности гидропривода. Разрежение передается в гидровакуумные усилители из цилиндров двигателя через впускные трубы, запорные обратные клапаны и вакуумные баллоны переднего и заднего контуров. Работа гидропривода тормозов контролируется сигнализаторами. Тормозная система имеет рабочую, запасную и стояночную системы.
Автомобиль-тягач ГАЗ-4301 имеет пневмогидравлический тормозной привод (рис. 20.13) с тормозными механизмами барабанного типа. Имеются три тормозные системы: рабочая, запасная и стояночная. Тормоза управляются двухсекционным тормозным пневматическим краном 24. В каждый контур включены главные тормозные цилиндры с пневмоусилителями 14. Для питания тормозной системы сжатым воздухом установлен компрессор 1 с регулятором давления 4, воздушные баллоны 5 и 10. Тормозная система имеет стояночный тормоз, действующий на тормозные колодки задних колес автомобиля, а также тормозную систему' прицепа. Работа системы контролируется сигнализаторами 21 и двухстрелочным манометром 23.
Рис. 2.13. Схема тормозных систем автомобиля-тягача ГАЗ-4301: 1 - компрессор; 2 - датчик аварийного давления воздуха; 3 - колесный цилиндр; 4 - регулятор давления: 5, 10 - воздушные баллоны; 6 - кран слива конденсата; 7 - пробка-заглушка; 8 - запорный клапан; 9 - защитный одинарный клапан, 11 - соединительная головка; 72 - лампа сигнала «стоп»; 13 - клапан управления тормозами прицепа: 14 - пневмоусилитель с главным тормозным цилиндром; 75 - датчик аварийного хода поршня; 16 - бачок: 17 - клапан контрольного вывода; 18 - воздушный фильтр; 19 - разобщительный кран; 20 - датчик включения стояночного тормоза; 21 - сигнализатор; 22 - звуковой сигнализатор (зуммер). 23 - двухстрелочный манометр; 24 - двухсекционный тормозной кран; 25 - датчик включения сигнала «стоп», А - к питающей магистрали; Б - к управляющей магистрали